Для истинных модниц – шляпки и веера «по старинным рецептам».
В 15-м округе Парижа есть улочка под названием Rue Violet – Фиолетовая улица. Когда-то она не отличалась от других улиц французской столицы, пока на ней не появилась небольшая реставрационная мастерская. Ее владелец, человек творческий и инициативный, пригласил к себе друзей мастеров. Это положило начало настоящему ремесленному центру, состоящему теперь из нескольких салонов. В них работают ремесленники разного профиля, сохраняя и развивая традиции ручного производства.
Фиолетовая улица побывала в России – один из этажей Музея декоративно-прикладного искусства заполнился изделиями, которыми можно было просто любоваться или приобрести.
Разнообразие ремесленного творчества: изделия кузнечных мастеров, фарфор ручной росписи, вышивка, веера, предметы, выполненные из кожи ската и игуаны, перчатки ручной работы, настолько подогнанные по руке, что сами мастера всерьез называли их «второй кожей». Если хочется иметь дома полотно со стены какого-нибудь музея, – нет ничего проще, как приобрести его копию, выполненную в традиционной технике. Органная мастерская предлагала старинные и современные уличные шарманки, а скульптор по стеклу – прекрасные творения, похожие на ледяные предметы из дворца Снежной королевы. Приехали и необычные для России ремесленники – например, декоратор крыш или династия мастеров, вручную изготавливающих терракотовую плитку. Немало было и реставрационных мастерских и даже специальное ателье по оформлению картин, правильному не только эстетически, но и с точки зрения сохранности, – область, которой в России вообще мало придают значения.
Когда смотришь на всю эту красоту, невольно возникает вопрос: а что же мы? Тут и выясняется, что русское отношение к ремесленничеству несколько иное. Например, по-французски ремесленник обозначается словом artisan, происходящим от art – искусство. В современном толковом словаре русского языка, кроме определения ремесленника как «человека, занимающегося изготовлением изделий кустарным способом», есть и второе значение – «тот, кто выполняет свои обязанности без творческой инициативы, по шаблону». Разница очевидна.
В некогда аграрной России ремесленничество было занятием либо сугубо домашним, либо служившим заработком дополнительно к тому, что давала земля. Конечно, ремесло не было исключительно способом выживания, в России умели работать руками, делали это добротно и с творческой фантазией. А вот XX век с его уравнительно-коллективистскими идеями и массовым производством не оставил ремеслу места, чаще выбирая только чистое искусство и не принимая прикладное. Так что к сегодняшнему моменту мы успели растерять колоссальное количество некогда существовавших умений. Только их образцы теперь можно видеть в том же Музее прикладного искусства, экспонаты которого выглядят немым укором в соседстве с роскошными творениями французских мастеров.
Часы – это тоже особое искусство. Фото Евгения Зуева (НГ-фото) |