0
1704
Газета Антракт Интернет-версия

12.07.2007 00:00:00

Опасная величина Анны Нетребко

Тэги: анна нетребко, дон жуан, мариинский театр


Умопомрачительная Анна Нетребко в «Дон Жуане», петербургский дебют Вальтрауд Майер, сольный концерт Василия Герелло с симфоническим и русским народным оркестрами, а также беспрецедентная премьера оперы «Бенвенуто Челлини» Берлиоза в новом Концертном зале – с таким качеством событий стремительно завершает Мариинский театр свой XV-й фестиваль «Звезды белых ночей».

Одна из ведущих сопрано вагнеровского репертуара привезла в Петербург (которому, к слову, повезло больше, чем когда-то Москве, где она пела под рояль) Пять песен на стихи Матильды Везендонк и знаменитую сцену смерти Изольды из оперы «Тристан и Изольда», писаных Рихардом Вагнером.

Голос Вальтрауд Майер не очаровывает с первых звуков, но воздействует как яд, рецепт которого, вероятно и был усвоен певицей из средневекового любовного напитка в любимой сказке об ирландской принцессе Изольде.

Своеобразный его тембр незаметно подчиняет себе, и к последним тактам выступления слушатель становится его рабом.

Бамбергский оркестр вместе с дирижером Джонатаном Ноттом, судя по всему, уже давние рабы певицы: так гипнотически вели они свои партии, сопровождая интеллигентную вагнеровскую жрицу с перманентом и в неброском наряде – старомодного, словно ГДРовского кроя блузке с люрексом и черной юбке чуть выше лодыжек.

Неизвестная многим русским слушателям, Вальтрауд Майер за отделение в пятьдесят минут стала их фавориткой, вызвавшей в Концертном зале, где ее голос звучал особенно проникновенно, шумные овации.

Русские коллеги Вальтрауд – сиречь хозяева поля Василий Герелло и Анна Нетребко тоже были на своих коньках, позволяющих называться звездами. Абсолютный любимец публики, баритон Герелло показал, на что способен в классике, разведя пламя страстей из арий Верди – и во впитанных с молоком матери украiньских пiснях, а также популярных старинных романсах, которым в сопровождении уже не симфонического, но русского народного оркестра подпевал весь Концертный зал.

Анна Нетребко, спев Донну Анну в «Дон Жуане» Моцарта на сцене родного театра, показала, почему имеет право на неограниченный подход к нектару и амброзии на оперном Олимпе – она предстала истинной дивой трагедии.

Дирижировал по такому случаю сам Валерий Гергиев. К сожалению, из коллег по театру тем высотам трагедии, на которые взобралась госпожа Нетребко соответствовали лишь Ирина Матаева в партии простушки Церлины и, местами – Дмитрий Воропаев в партии жениха Анны, Дона Оттавио. Остальным не хватало либо голоса, либо артистизма, либо сильно страдали интонация с итальянским. Такова теперь опасная величина Анны Нетребко.

Все ожидания превзошла долгожданная премьера «Бенвенуто Челлини», которая досталась молодому режиссеру Василию Бархатову с художником Зиновием Марголиным. Бархатов таки ее осуществил, несмотря на гигантскую сложность задачи.

Опера безумного романтика Гектора Берлиоза стала первой, которую поставили в Концертном зале. Премьера никакого катарсиса не принесла, оставив с грудой вопросов, главный из которых – можно ли ставить оперы в, как выяснилось, очень непростых сценических условиях.

Треть зала могла наблюдать за действием лишь со спины и вполовину сцены – равно как и видеть табло с титрами. Но и та часть, которая видела табло, не могла рассчитать букв из-за их мизерной величины. Кроме того, принцип цирковой площадки, когда на сцену смотрят сверху вниз и по кругу, тоже оказался довольно проблематичным для статуса жанра.

Описание же оболочки оперы – «картинки», траекторий движений героев и, собственно, концепции едва ли может уложиться в рамки статьи: по ним смело можно писать труд на тему: «Молодая режиссура как диагноз». Беспредел в ювелирном салоне – так было бы правильнее назвать увиденное: XVI век Бархатов заменил с небольшим зазором на вполне ХХI – со всеми его гламурными фокусами, цинизмом и агрессией. Вместо сотворенной статуи Персея в финале – нелепо опутанный цепями и измазанный серебрянкой главный герой Челлини. Более всего эта картина напоминала безысходное состояние режиссера, окончательно запутавшегося в сюжете. Находки и озарения, конечно, были, правда, больше отвечали формату кинопавильона и особенно цирка, чем оперной сцене.

Избыточное число деталей, спровоцированных хитросплетениями сюжета, перетягивали одеяло на себя, умаляя значение музыки, которая на глазах превращалась в саундтрэк к комическому детективу.

Но самый главный вопрос, который пока остается без ответа: что думает о случившемся дирижировавший оперой Валерий Гергиев? Как минимум, наверняка, думает о том, что ждет его на другой премьере этой же оперы, но в Зальцбурге. Туда ему предстоит полететь уже в августе.

Анна Нетребко. Фрагмент из оперы "Дон Жуан"


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
1323
Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

0
851
КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
1598
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
1554

Другие новости