Елена Коренева.
Фото Миколы Гнисюка
«Любовь – это только лицо на стене, любовь – это взгляд с экрана», – спела в 1980-е рок-группа «Наутилус Помпилиус». И действительно было так. Лица актеров, смотревшие со стены, частенько вырезали из популярнейшего в ту пору журнала «Советский экран». В 1960–1980-е миллионные тиражи журнала мгновенно раскупали. Еще бы! Помимо статей о нашем и зарубежном кино на его страницах и обложках помещали фото известных и любимых звезд кино – Алисы Фрейндлих и Андрея Мягкова, Александра Абдулова и Маргариты Тереховой, Николая Караченцова и Веры Глаголевой. Правда, в выходных данных стояло строгое предупреждение: «Фото, адреса актеров, ноты и тексты песен редакция не высылает».
Фото для обложки – работа ответственная и сложная, требующая творческого подхода. Ее с успехом выполняли фотографы, снимавшие в те годы для «Советского экрана». Хозяйка галереи «Победа» Нина Гомиашвили, сохранившая дома подшивку журнала, решила воздать должное мастерам, чьи имена остались в тени. Так получилась выставка. А героев трое – Валерий Плотников, Микола Гнисюк и Игорь Гневашев. Все – личности незаурядные. Валерий Плотников снимал Лилю Брик, Микола Гнисюк работал с Марчелло Мастрояни и Робертом Де Ниро. Он стал первым советским фотографом, которого Американская киноакадемия пригласила снимать вручение «Оскара».
«Ба, знакомые все лица», – бормочешь себе под нос, бродя в галерее фотопортретов. Знакомые, но моложе, ярче, выразительнее. На фоне высохшего дерева – независимый профиль Ирины Купченко. Валерий Плотников двумя-тремя приемами сумел выделить в актрисе ее суть. Верхом на мотоцикле в крутой кожанке и с пышной курчавой шевелюрой – красавец Николай Еременко. Героя первого советского боевика иначе и не представишь. На другом фото – взъерошенный, будто бы глядящий внутрь себя Донатас Банионис.
На фоне синей дощатой стены в стильной пацанской кепке – Татьяна Друбич. Несколько мазков – небрежно расстегнутая белая рубаха, выбившаяся прядь волос, в губах – ромашка. Законченный образ – ни отнять, ни прибавить. А вот просто-таки эпохальное фото. Пустынная комната с высокими окнами, пропускающими серый свет. В черном пальто и шляпе на вас пристально глядит Иннокентий Смоктуновский. В голом пространстве зияет одиночество гения.
В объективе Игоря Гневашева – дождливый питерский пейзаж. Он словно продолжает тоскливо-сверлящий взгляд Анатолия Солоницына. Светлана Светличная с короткой стрижкой и в желтых бусах одаривает зрителя кошачьим взглядом с поволокой. А ведь здесь она уже немолода. Татьяна Васильева с черным бантом, кольцами в ушах и баяном изображает певичку кафешантана.
У Миколы Гнисюка есть достаточно смелый по тем временам кадр: подувший ветер весьма откровенно поднимает подол платья Татьяны Догилевой. И в отличие от Мэрилин Монро она не пытается его опустить.
Наталья Аринбасарова Фотограф Валерий Плотников |
Татьяна Друбич Фотограф Валерий Плотников |
Николай Еременко Фотограф Валерий Плотников
|
Марина Неелова Фотограф Микола Гнисюк |