Питерцы привозят в Москву артистов нечасто, но если привозят – то не в бровь, а в глаз: вспомнить хотя бы сентябрьские концерты гениальных пианиста Чика Кориа и вибрафониста Гэри Бёртона в Доме музыки.
На этот раз петербуржцы зазвали в столицу главного блюзмена всея Великобритании Гэри Мура – гитариста-виртуоза и незаурядного вокалиста в одном лице. Во Дворце спорта «Лужники» состоялся первый концерт «легенды белого блюза» в России.
Внутри ГЦКЗ «Россия» в «Лужниках» – именно так теперь называется Дворец спорта – все пространство между трибунами было заставлено рядами переносных стульев, танцевальный партер был не предусмотрен вовсе – видимо, местная администрация посчитала, что на концерт придет публика исключительно «возрастная» и солидная.
Прославленный гитарист открыл концерт мощным блюзом Oh Pretty Woman. Неуемная энергия и бешеный драйв Мура с первых же тактов начинают бить через край: он взрывается хлесткими и динамичными соло между куплетами, сгибаясь пополам, приседая и строя смешные гримасы.
При том, что музыкант позиционирует себя исключительно как блюзмена, фирменный «грязный», перегруженный звук его гитары, а также чрезвычайно экспрессивная и жесткая исполнительская манера слишком явно напоминают о его «металлическом» прошлом.
Но кто сказал, что так играть блюз воспрещается? Пожалуй, единственное, что могло вызвать нарекания, – это иногда излишне громкая электрогитара, заглушающая еще один солирующий инструмент – электроорган. Впрочем, к середине концерта баланс более или менее выровнялся, что сделало возможной виртуозную дуэль между гитарой и органом во время исполнения хита Гэри Мура Too Tired.
Кстати, на концерте прозвучали не только песни его собственного сочинения: публика с радостью встретила заводную песню Чака Берри 30 Days и ставшую уже классикой Since I Met You, Baby Би Би Кинга.
Однако не одними разухабистыми боевиками прославился Мур, умение нежно и проникновенно петь, а также играть деликатные, вдумчивые соло к 55 годам он также нисколько не утратил. I Have a Dream, Trouble in Heart и Midnight Blues вряд ли кого-то оставили равнодушными.
Под занавес концерта была исполнена бессмертная песня Still Got the Blues – публика единым стоном восторга приветствовала главный хит музыканта, и погруженный во тьму зал в момент осветился сотнями зажигалок и экранов мобильных телефонов.
Завершила выступление энергичнейшая Walking by Myself, во время которой зал вскочил и с воодушевлением повторял вместе с артистом две знакомые незамысловатые строчки: You know I love you! You know it’s true!
Музыканты, поблагодарив разгоряченных поклонников, удалились за кулисы, и тут весь респектабельный партер, сохранявший приличие на протяжении всего выступления, предсказуемо ринулся к небольшому свободному пространству перед сценой. «Лужники» настойчиво требовали выхода на бис. Остался один пункт, без выполнения которого настоящие фанаты, видимо, не могли считать концерт состоявшимся. Гэри Мур со своей группой наконец появился перед слушателями. За бесшабашным драйвом The Blues Is Alright, исполненной опять же при живом участии публики, последовала лиричная гитарная интермедия, перетекшая (о чудо!) в знаменитую балладу Parisienne Walkways.
На середине песни музыканты вдруг остановились – весь спортивный дворец замер в ожидании, а потом возбужденно засвистел и заголосил. Ну, ну! Где же то самое, за чем мы сюда пришли? Гэри вначале изобразил изумление на лице, затем, якобы догадавшись, чего все ждут, поднял обе руки – не волнуйтесь, сейчас вам все будет. Наконец, свершилось – Мур взял ту самую ноту, которую он умеет держать дольше всех живущих на планете Земля гитаристов и о которой все так мечтали. Слава богу. Совершенно удовлетворенные зрители, улыбаясь, выходили из зала.
Учитывая всплеск интереса к тяжелому року в настоящее время, формула Гэри Мура «блюз плюс хардроковая экспрессия, помноженные на исключительную виртуозность», актуальна как никогда.