Красное, белое и президент.
Фото Григория Тамбулова (НГ-фото)
Рецензировать выставку фотографа президентского пула Дмитрия Азарова «Четыре сезона Владимира Путина», наверное, не проще, чем выдумать сейчас адекватную концепцию на заданную тему. Из очевидного – стремление показать главу государства живым человеком требует нужного остранения. Прошло ли для этого должное количество исторического времени? Нет. Тем не менее – попытка предпринята. Время художественное в пространстве «Цех Белого» поделено на сезоны. Лето – мертвый сезон. Во всех смыслах. Август – это «Курск». Кадр – лицо главного медиагероя времени бессильно закрыто ладонью. Нет слов. В них нет смысла. На обессмысливание слов работает еще один кураторский замысел. Выставку сопроводили аудиороликом с записью Мюнхенской речи Путина, и высказываниями из обращений к народу. Обстоятельства их произнесения стерты для сознания. Зритель не есть слушатель, звукоряд обращен не к нему. Динамик спрятан где-то под потолком. Восприятию визуального дан монотонный фон, в котором, однако, четче чем когда-либо слышны скрепы эмоциональных реакций живого человека и высушенных формул, герметичных фраз голоса государственной функции. Звучит обезличенная речь, но она иллюстрирована сотней образов человека, ее транслирующего: «Что вы хотите сказать, когда спрашиваете про опыт наших военных в Чечне? Опыт малоприятный, но большой...» «Что будет в Косово и Сербии? Это решать лишь косоварам и сербам. И не надо корчить из себя Господа Бога...» Все самостийно складывается в единый сюжет, понять который сейчас невозможно. Еще не время.
Олег Кулик, художник: «Это не художественная выставка, а все-таки документальная. Она просто рассказывает о человеке, который бывает красивым, а бывает и не очень. На него в любом случае интересно смотреть, как интересно смотреть на любого другого человека. Вообще мне в этой экспозиции не хватило отношения автора. Да, именно авторского отношения к герою. Фотовыставку, посвященную Путину, нужно делать гораздо более эмоциональной. Но, наверное, для этого требуется сейчас больше смелости и, быть может, чего-то еще. Я бы хотел сделать выставку «Путин», но в ней нужно было бы рассуждать о пути, пройденном страной за последние восемь лет».
Серж Головач, фотограф: «Мне, как художнику, недостает на этой выставке какого-то искусствоведческого комментария. Авторитетного обобщающего мнения, которое подводило бы черту, суммировало авторский замысел». Это высказывание хочется дополнить. На мой взгляд, здесь немало уникальных кадров, которые посчитал бы настоящей удачей любой творческий человек, но есть и такие, которые я бы никогда не стал кому-то показывать, тем более выставлять».
Посетитель «Винзавода», пожелавший остаться неизвестным: «Эта выставка внушает надежду, что власть в стране все-таки сменится».