От мезолита до синхрофазотрона
Подмосковный городок Дубна – звучит обыденно-скучно и неистребимо дачно.
Он пробегал перед глазами дежурной строкой расписания электричек, спешил по перрону толпой разморенных от жары тетенек, нагруженных тележками, баулами и авоськами.
Не паломнический Новый Иерусалим, не легендарные Петушки Венички Ерофеева и даже не блошиный рынок Марка, а простецкая такая Дубна.
Никто и представить не мог, как много необычного концентрирует в себе этот клочок земли.
Дубну издавна называли островом, поскольку часть города, что на правом берегу Волги, со всех сторон окаймлена сразу несколькими водоемами – реками Волга, Дубна и Сестра, Иваньковским водохранилищем и Каналом имени Москвы.
Одно время в ходу было название Змеиный остров, поскольку в долине рек плодилось много змей. По историческим меркам нынешняя Дубна – город молодой. Он возник в 1956 году на базе Объединенного института ядерных исследований (ОИЯИ) и сооруженного там самого мощного ускорителя протонов – синхрофазотрона. И все же работники Краеведческого музея Дубны ведут историю города, что называется, от Адама и Евы. И это справедливо.
Судя по археологическим находкам, междуречье Волги, Дубны и Сестры начали заселять еще в эпоху мезолита, а первый раз город Дубна, основанный Юрием Долгоруким, был упомянут в летописях XIII века.
Герб с ядерным грибом
Расположившись на границе Ростово-Суздальского и Новгородского княжеств, город служил и военной крепостью, и таможней на торговом пути из Москвы на Верхнюю Волгу.
Но вот беда, в 1216 году Дубну сожгли новгородцы, и в прежнем виде она уже, увы, не возродилась.
Лишь спустя два века на этом месте возникли село Городище на Дубенском устье и деревня Иваньково. После того как в XVI веке царь Иван Грозный стал направо и налево раздавать поместья своим опричникам, в этих краях застолбили земли Татищевы и Вяземские.
А с названием города все было предельно просто. По наиболее вероятной версии, оно произошло от старославянского «дуб», хотя в ходу также варианты, связанные с языком племени меря.
Кстати, некоторые москвичи, видимо, путая Дубну с украинским городом Дубно, ставят ударение на букву «у», что в корне неверно. Ну а что касается собственно дубов, то, оказывается, в массе они произрастали только по краям древней речки Дубны, поскольку климат XII века был гораздо мягче.
Однако несмотря на то что ныне дубов в городе остались считанные единицы, символ города нашел место на новом гербе. Правда, отдельно взятым горожанам это не по нраву – чересчур, говорят, ядерный гриб напоминает.
Министр-зэк
Рождение советской Дубны относится к 1930-м годам. Тогда большевики разрушили храм Похвалы Пресвятой Богородицы, построенный в 1827 году у места впадения Дубны в Волгу. По рассказам стариков, священника и дьякона церкви посадили в лодку и пустили вниз по Волге. Так они и не вернулись. Храм превратился в сельскую школу, затем стал зернохранилищем.
Отстраивать его заново начали лишь в 1986 году. Ныне в белокаменном храме с черными продолговатыми луковками, расположенном на Ратминской стрелке, верховодит румяный, благостный и открытый батюшка Виктор. Бок о бок с храмом можно увидеть огромный валун, на котором высечены слова «Отсюда Дубна стала есть. 1134 год. Основана Юрием Долгоруким».
Но вернемся в прошлое. С 1932 по 1937 год был вырыт Канал имени Москвы, соединивший Москву-реку и Иваньковское водохранилище. Практически вручную его рыли заключенные Дмитлага под началом Генриха Ягоды, Лазаря Когана и Матвея Бермана. Среди узников были такие известные люди, как, например, бывший министр Временного правительства и генерал-губернатор Финляндии Николай Некрасов.
По окончании строительства в виде поощрения на свободу досрочно отпустили 50 тыс. зэков. Наряду с ручным трудом при сооружении канала использовали самую современную на тот момент технику, закупленную в Германии, поэтому система шлюзов, помогающая преодолеть разницу уровней в 38 метров, была весьма прочна. Почти в том же виде она действует и по сей день.
Принцип почтового ящика
После Великой Отечественной войны в районе села Городище и деревни Иваньково начали строить лаборатории по ядерным исследованиям. Выбор местности был вполне логичен.
Во-первых, она была чрезвычайно богата водными ресурсами, а вместе с ними и достаточным количеством энергии, поставляемой Иваньковской ГРЭС.
Место было достаточно удалено от Москвы, чтобы столицу вдруг не снесло ядерным взрывом, и в то же время это был отнюдь не медвежий угол, можно было жестко контролировать работу физиков. Кроме того, поговаривают, что эти края очень были по душе Лаврентию Берии: в тамошних лесах и сейчас охотятся на лося и кабана.
Таким образом, Дубна переквалифицировалась в интеллигентный наукоград, который в первое время работал по принципу «почтового ящика». Никого не выпускали.
В нем трудились выдающиеся ученые Николай Боголюбов, Владимир Векслер, Илья Франк и Венедикт Джелепов. Приезжал туда и Лев Ландау.
Иностранные специалисты, к примеру знаменитый академик Бруно Понтекорво, приглашенные в ОИЯИ, жили в Дубне семьями. Сын Понтекорво – Тито, выросший в Дубне, стал легендарным конюхом, возродившим ахалтекинскую породу лошадей. Омрачалась эта идиллия, как уже было сказано, только тем, что никто из гостей не имел права выезжать из города дальше чем на 20 километров.
Голова отца народов
Если поедешь прокатиться на пароходике по Иваньковскому водохранилищу, которое еще называют Московским морем, то можно увидеть, как над верхушками сосен поднимается впечатляющий памятник времен тоталитаризма – самый большой в мире Ленин высотой 37 метров.
В роковом 1937-м скульптор Сергей Меркуров на двух берегах водохранилища изваял фигуры Ленина и Сталина. Получилось как в «народной» песне: «А соколов этих люди все узнали: один сокол – Ленин, другой сокол – Сталин». Памятники были сделаны из гранита и скреплены сложной металлической каркасной системой, голова каждого весила 21 тонну.
На волне разоблачения культа личности в 1961 году Сталина решили демонтировать, но столкнулись с проблемой. Меркуров умер в 1952 году, а его наследники отказались предоставить чертежи для разборки памятника. Так что изваяние просто взорвали. Несмотря на точность взрыва, после него по тоннелю, что проходит под Каналом им. Москвы, пошла первая трещина, а плотину, по наблюдениям жителей, изрядно перекосило.
Часть обломков памятника обрушилась в воду, поэтому в народе до сих пор ходят легенды о покоящейся на дне голове вождя, а местные олигархи даже организуют дорогостоящие подводные экспедиции по ее поиску.
Коттедж по рангу
Коренные дубнинцы обожают свой город, и даже те, кто уезжает учиться в Москву, в выходные обязательно стремятся отдохнуть на малой родине. В пятницу из столицы в Дубну устремляется сплошной поток гостей. Еще бы! Тут вам и живописные волжские берега, и дивный воздух, сосновый бор, который, по свидетельству ученых, обновляясь, существует еще с Каменного века.
В ближайшее время левую и правую части Дубны соединит огромный подвесной мост через Волгу.
Проникнутые спокойствием и уютом кварталы Дубны, подобно столице6 пестрят разнообразной застройкой – сохранившиеся до сих пор желтые одноэтажки строителей Дубны (крепкими оказались!), сталинские дома, финские домики в сосновом лесопарке, коттеджи институтских ученых, в которых в свое время проживали в соответствии с рангом. (То есть покинул пост – съезжай!) Строятся, между прочим, и современные космические монстры.
Понтекорво – здорово!
Что примечательно, помимо обычных названий районов, вроде Институтской части и Черной речки, Дубна интересна богатой местной топонимикой, то есть бытующими в народе названиями зданий. По ней даже исследования пишут. Белый магазин у въезда в город – пожалуйста вам: Белый дом. Тут можно найти и Китайскую стену – длинное здание неправильной формы, и торговый центр на пригорке – Пупок, и здание Пентагон, а еще Дворянское гнездо и извилистую дорогу под названием Тещин язык. По аналогии с ГУМом придуманы БУМ и ЧУМ – Большеволжский и Чернореченский универмаги.
А не так давно в Дубне появилось уже не народное, но официальное название улицы – Аллея Высоцкого. Оказывается, Владимир Высоцкий очень любил с 1967 года посещать Дубну, выступал там в ДК «Мир» и даже посвятил городу песню, в которой почтительно срифмовал: «Понтекорво – здорово». Кроме бардов, дубнинцы уважают и классику. В их городе расположилась единственная в Московской области Хоровая капелла мальчиков и юношей, в здании которой находится орган, построенный немецкими мастерами.
Четверка Винни-Пухов
На левом берегу близ парка с монументом героям Великой Отечественной недавно установлен памятник легендарному всепогодному сверхзвуковому перехватчику МиГ-25 (Микоян–Гуревич), возможности которого впервые были опробованы в начале 1971 года во время арабо-израильского конфликта.
Первая модель самолета была разработана и собрана в дубнинском МКБ «Радуга».
Гордый нос устремлен вверх, красные звезды с белой каймой, а под крыльями, вот странно, – четверка грустных Винни-Пухов.
На вопрос: «Это что же, скажите, городской вандализм?» – сотрудница МКБ в замешательстве мнется и отвечает невразумительно.
Оказалось, так летчики обозначали количество сбитых самолетов противника.
Есть в Дубне еще одна достопримечательность мирного толка. Тенденцию к гигантизму (вспомним Ленина) в своем духе продолжили работники местного мебельного завода, соорудив на обочине дороги огромный деревянный стул. Теперь возле него (на него залезть трудновато), как и возле Ильича, отмечаются местные новобрачные, а их в Дубне немало.
Рождаемость подтверждает. Идешь, говорят, по тротуару – так только между колясками и лавируешь!..
Дубна – памятник советской науке. | Монумент на Иваньковском водохранилище. |
Так выглядит герб Дубны. | Камень, символизирующий основание древнего города, расположен на Ратминской стрелке. Именно здесь река Дубна впадает в Волгу. Фото автора |