Вдохновенно о вечном.
Фото Алексея Калужских (НГ-фото)
Можно бесконечно долго спорить о значении «Аквариума» для России, осуждать Гребенщикова за теперешний имидж, частые смены вероисповедания и спорную вокальную манеру, а также до хрипоты доказывать тщетность поиска потаенного смысла в песнях, написанных БГ.
Однако наверняка можно утверждать, что ни одна российская рок-группа (если «Аквариум» относить к року), которой уже перевалило за тридцать, не звучит сегодня настолько современно, свежо и по-хорошему стильно и не берется так смело и мастерски экспериментировать с различными музыкальными стилями. «Аквариум» не почивает на лаврах, хотя вполне мог бы: несмотря на большое количество всенародно любимых песен, БГ со своими музыкантами не устает творить что-то новое, неожиданное и┘ светлое – недаром он недавно получил духовное имя «Пурушоттама», что буквально означает «тот, кто выходит за пределы любых ограничений».
Что примечательно, песни его последних альбомов приходятся по душе не только давним поклонникам группы, но и неизменно привлекают молодую, подчас не знакомую с остальным творчеством «Аквариума» аудиторию. Что и подтвердилось на концерте почти равным соотношением и тех, и других.
Несмотря на значимость события и обещанную расширенную программу, поначалу казалось, будто бы людей на концерт пришло довольно мало, было уже почти семь часов, а центральные трибуны, не говоря уже о боковых и о балконах, зияли множеством пустых мест.
Однако народ прибывал вплоть до восьми часов и ближе к середине концерта «Олимпийский» был полон.
Сцена спорткомплекса напоминала пиратский корабль: в глубине ее скалился «Веселый Роджер» – с недавнего времени постоянный атрибут выступлений «Аквариума». С потолка свешивались прикрепленные к краям сцены корабельные снасти и веревочные лестницы. Из динамиков, несколько контрастируя с декорациями, доносилось «Хари Кришна, Хари Рама» – традиционные индийские песнопения в современной обработке: БГ давно интересуется индийской культурой, недавно он получил награду «за вклад в укрепление дружбы между народами России и Индии».
В 19.25 пиратский корабль засиял в свете прожекторов, музыка сменилась на симфоническую, и под восторженные громовые аплодисменты на сцене появились юбиляры, выглядевшие несколько по-флибустьерски.
Бессменный лидер вышел в красной жилетке и с гитарой наперевес. «Здравствуйте, милые! Сейчас мы вам что-нибудь поиграем», – поприветствовал зал Гребенщиков, и группа мощно открыла концерт хитом «Брод» из альбома «Сестра Хаос».
Корабль поплыл в клубах дыма, под зловещую барабанную дробь в песне «Мертвые матросы не спят» сцена стала явственно напоминать призрачный «Летучий голландец».
Все последующие номера служили подтверждением того, что на организацию качественного шоу юбиляры не поскупились: и свет, и звук были отменными. Невозможно не отметить и само исполнение: группа, бесчисленное количество раз менявшая свой состав и свой саунд, на данный момент играет исключительно профессионально и убедительно – пожалуй, как никогда. «Аквариуму» в равной степени удаются и народные кельтские мелодии, к которым БГ написал слова («Стаканы», «Беспечный русский бродяга»), и рэггей («Zoom Zoom Zoom»), и довольно тяжелый рок («Ты нужна мне»), и даже индийские раги.
Благодаря уровню мастерства музыкантов и изобретательным аранжировкам песни Гребенщикова выходят на совершенно новый качественный уровень.
Как и было обещано, группа исполняла материал не только из последних альбомов. Публика с восторгом встретила блок тревожно-проникновенных песен из альбома «Навигатор» 1996 года («Последний поворот», «Самый быстрый поворот» и «Фикус религиозный»).
Затем музыканты исполнили «Камни в холодной воде» в новой аранжировке, изменившей песню 80-х годов до неузнаваемости: на сцене появился ситарист, и песня плавно перетекла в музыкальную медитацию.
«Смешно играть то, чего мы уже не знаем сами», – проговорил БГ, видимо, намекая, что сейчас «Аквариум» исполнит что-то из репертуара своих советских квартирников 20-летней давности. И не обманул ожиданий: «В подобную ночь» и «Ангел всенародного похмелья», разделенные скрипичными пассажами из 24-го каприса Паганини, а также «Чай» были очень тепло встречены давними поклонниками группы. Вообще Гребенщиков находился в благостном расположении духа и даже охотно общался с залом, что делает в исключительных случаях.
Запомнились популярный бродвейский шлягер You belong to me, новая лихая пиратская песня «Дуй-дуй, ветер» с развевающимся «Веселым Роджером» и исполненный на фоне кроваво-красного зарева на сцене боевик «Мама, я не могу больше пить», сопровождавшийся стонами и поддержкой зала.
Завершив выступление лиричной и остроумной «Желтой Луной», группа в 21.25 покинула сцену. Минут пять со зрителями происходило что-то невообразимое: народ бесновался, вопил и капризно топал ногами, грозясь разнести трибуны спорткомплекса. Наконец, к ребяческой радости зала, на сцене появились гитарист и клавишник. В итоге на бис было исполнено пять песен: «Рок-н-ролл мертв», «Боже, храни полярников», «Небо становится ближе», «10 стрел» (с бывшим флейтистом «Аквариума» Олегом Сакмаровым) и в заключение, после слов БГ – «После такой трогательной вещи нужно исполнить еще что-то более трогательное» – группа вжарила «Шумелку» из последнего альбома.
Концерт, без сомнения, получился удачным: отрадно, что 35-летие не превратилось в ностальгию «по былому величию», а, наоборот, стало демонстрацией мощи и творческого потенциала сегодняшнего «Аквариума»: группа по-прежнему звучит актуально, пишет и играет внятную музыку, а чувство вкуса и умение проникновенно петь, к счастью, не изменяют БГ.