Вообще-то Венецианская биеннале – это сплав самых разных искусств.
И Венецианский кинофестиваль, который в этом году пройдет с 29 августа по 8 сентября, – тоже часть биеннале.
Помимо актуального изобразительного искусства это еще и театр (в этом году, что естественно, программа посвящена 300-летию венецианца Гольдони), танец («Тело и эрос» – таков девиз нынешней афиши), музыка и что-то еще, кажется, архитектура.
Но кинофестиваль давно уже воспринимается как-то отдельно, сам по себе. А славится Венецианская биеннале все-таки прежде всего как ярмарка актуального искусства.
Да даже и не ярмарка, поскольку никакого рынка здесь нет, хотя, конечно, «за кулисами» идут переговоры, галереи ищут новых героев. Собственно говоря, первые дни, до официального открытия (в этом году биеннале проходит с 10 июня по 21 ноября), на то и уходят.
Наша экспозиция, кстати, тоже продана чуть ли не на корню: через день после открытия ЦУМ, числящийся среди партнеров нынешнего российского павильона, торжественно сообщил о покупке сразу двух работ – «Душа» Александра Пономарева и Арсения Мещерякова и «Дворников» Пономарева же. Кстати, в кулуарах говорили, что на «Душ» претендовали еще два покупателя, одним из которых были представители марки Hermes.
Так вот, эта интерактивная инсталляция, состоящая из десятков мониторов с политическими, спортивными новостями и фрагментами порнофильмов (любой желающий сам может встать под этот информационный душ и поворотом крана отрегулировать нужный поток), после закрытия биеннале будет выставлена в ЦУМе. Вместе с «Дворниками» (в Венеции автомобильные дворники «смывали» разную политическую белиберду, открывая сразу на трех экранах-стеклах вид на Венецианскую лагуну; интересно, какой вид будет открываться в Москве, – актуальное искусство на то и актуальное, чтобы жить в контексте...).
Надо признать: модная индустрия была неплохо представлена в Саду биеннале, и среди первых посетителей были замечены Наоми Кемпбел и Карл Лагерфельд.
Появление последнего, впрочем, никакого удивления не вызвало – дом «Шанель» в этом году стал одним из спонсоров французского национального павильона, который многие называют среди удач нынешней экспозиции.
Другие, и таких было немало, отдавали предпочтение нашему павильону. Кроме Леонида Фридлянда (ЦУМ) и Сергея Гордеева (фонд «Русский авангард») из состоятельных россиян в Венеции на открытии биеннале побывали Шалва Чигиринский и Роман Абрамович.
Абрамович провел в российском павильоне около часа. В сопровождении куратора павильона Ольги Свибловой он обошел всю экспозицию и внутри, и снаружи, где, собственно, и разместился большой экран – проект Юлии Мильнер clickihope, давший имя всему российскому павильону.
А основательница знаменитого итальянского дома моды Миуччия Прада официально аккредитовалась на открытие российского павильона в пресс-службе Московского дома фотографии.
Элтон Джон, который, как известно, владеет виллой Giudecca на одном из островов Венецианской лагуны и успел оставить автографы, кажется, во всех оптиках Венеции, появился на биеннале в самый первый день. До российского павильона не дошел, но к тому были, судя по всему, веские основания.
Напротив нашего павильона разместился павильон трех северных – скандинавских – стран: Швеции, Финляндии и Норвегии. Перед входом Ларс Рамберг выставил свою работу – три французских фешенебельных сортира, уже успевших, к слову, объехать мир.
Над каждой эллипсовидной будочкой знакомые французские слова: Liberte, Egalite, Franternite – свобода, равенство, братство. Прислушавшись, можно было услышать и музыку, сугубо революционную.
Не оценив актуального искусства, а вернее, думая в этот момент о чем-то более существенном, Элтон Джон двинулся к одному из трех передвижных храмов искусства с намерением простым и практическим. Дверь оказалась закрыта, и тогда музыкант решил, что надо бросить монетку в щель автомата.
В общем, когда сопровождавшие Элтона Джона поняли ошибку, разочарование его от встречи с прекрасным было заметно даже на расстоянии.
Забавно было видеть, какое восхищение вызывает у англичан художница Трейси Эмин, которой доверили национальный павильон Великобритании. Десятки телекамер, фотографы, толпа восторженных поклонников. А Эмин между тем фотографировала, в свою очередь, толпу перед входом – может быть, затем, чтобы потом похвастаться перед друзьями?
Официальное открытие российского павильона обошлось безо всяких хороводов и балалаек (и даже без икры), хотя в части светской могло бы поспорить с прошедшим накануне в одном из отелей на берегу Гранд канала приема в честь открытия биеннале и по случаю дня рождения Ольги Свибловой. Поздравить ее пришли Сати Спивакова, одна из руководителей Федерального агентства по культуре и кинематографии Майя Кобахидзе, главный редактор русского L'Officiel Эвелина Хромченко, Светлана Конеген, Федор Павлов-Андреевич, Ксения Собчак, Марат Гельман, художник Георгий Пузенков, разумеется, все участники русского павильона – от Юлии Мильнер до Андрея Бартенева, поэт Юрий Кублановский с двумя русскими парижанками и многие-многие другие.
Как подарок Ольге Свибловой смотрелся вставший на якорь напротив, на другом берегу, парусник Ильи и Эмилии Кабаковых, поднявших вместо парусов десятки детских рисунков. Проект, может, и не очень продвинутый, но в общем вписывающийся в концепцию clickihope.
![]() |
![]() |
![]() |
Фото Николая Зверькова (МДФ)
Впрочем, на нынешней биеннале Кабаковы выступали за Украину.
Венеция–Москва