На смену почти африканской жаре конца мая в столицу пришел июнь, повеявший на утомленных солнцем горожан внезапной прохладой. И не сказать, чтобы кто-то не был рад освежающему ветерку.
На вопросы о небывалых температурах и погоде вступающего в права лета «НГ» ответил заместитель директора по науке Гидрометцентра России Дмитрий Киктёв.
По его словам, аномальную жару объяснить просто. Для средних широт, в частности – для Москвы, характерно преобладание западных воздушных потоков. Мы, как правило, испытываем сильное влияние Атлантики. В атмосфере умеренных широт доминирует так называемый зональный поток с Запада на Восток, связанный с вращением Земли.
Но бывают ситуации, когда возникает как бы блокирование этого зонального потока. Это может продолжаться неделю, а то и несколько. Возникает мощный гребень высокого атмосферного давления, который преграждает дорогу потоку с Атлантики, где летом воздух более влажный и прохладный. Именно такой гребень и возник в последние недели мая. К тому же по его периферии наблюдался вынос сухого и горячего воздуха с юга и юго-востока, то есть со стороны Турции, Ирана, где в это время очень жарко.
Жесткий температурный скачок в первых числах июня – с +35 до +15 градусов связан с изменением характера циркуляции преобладающих воздушных потоков: прекратился доступ горячего воздуха с юго-востока.
Дмитрий Киктёв отметил, что последние числа мая можно назвать чередой температурных рекордов, ибо такой жары не наблюдали за всю историю инструментальных наблюдений в Москве с конца XIX века.
Не следует напрямую связывать этот майский эпизод с глобальным потеплением. Но, вполне возможно, он является одним из косвенных проявлений этого процесса.
По прогнозу, хотя весенняя жара и повлияет на летние температуры, лето на большей части страны и в Москве будет достаточно умеренное и вполне среднестатистическое.