Музыканты, они же художники, они же критики собственного творчества. Борис Гребенщиков и Андрей Макаревич.
Фото Сергея Приходько (НГ-фото)
Фотоаппарат в современном мире – самый простой способ присвоения реальности. А компьютерное оснащение – возможность эту реальность изменить так, как просит душа, порой вовсе до неузнаваемости. Этой простой игре подвержены люди всех возрастов и профессий. Вот и лидер группы, которая уже многие годы собирает полные залы и имеет колоссальное количество гастрольных туров, с радостью отдается своей художественной фантазии. Борис Гребенщиков представил на прошлой неделе в московской галерее Елены Врублевской скромную выставку своих на этот раз немузыкальных творений под названием «Инфра Петербург».
Идея произведений крайне проста и отлично передается словами самого автора: «Здесь ничего не придумывалось, просто камера запечатлела образ, а фильтры программы Photoshop помогли его проявить». Вроде, как всегда, есть обожаемый Петербург, пара минут свободного времени и фотоаппарат в кармане. И есть творческое мышление, которое готово проявлять себя во всех сферах деятельности. Впрочем, если бы все было так просто, БГ не был бы БГ. Ибо для создания его несравненных вещей требуется фотокамера не простая, а «астральная». На обоснованное удивление отвечаем – то есть фотокамера, прошедшая «обработку магическими вибрациями многих духовных людей и других сущностей, так что при обработке изображения духовными фильтрами оно приобретает высоко духовный смысл».
Итог этих астральных исканий – 11 крошечных фотографий кислотно-одуряющих цветов, на которых с трудом можно узнать всеми любимые классические памятники Северной столицы. Этакий альбом путешествий, отредактированный воспаленной фантазией. Вот Спас на Крови – самое яркое и кричащее строение строгого Петербурга – на фоне еще более пестрого неба, по сравнению с которым безумства эклектики кажутся детским лепетом. Или обращенный к вечности монументально спокойный сфинкс, небо над которым разлилось кислотными облаками – типичный фантастический пейзаж из серии «ядерные войны». Позеленевшая Ростральная колонна на фоне черного неба превратилась в гигантскую бесхвостую ящерицу, а над Кунсткамерой встает синий блин химического солнца. Автор пожалел, пожалуй, только клодтовского Николая, грозное небо над которым хоть и предвещает трагическую судьбу российского императора, но по крайней мере напоминает любимый классическим Петербургом искусственный мрамор. А вот композиция с Петропавловской крепостью толкует о вечном – светится крест на шпиле собора, озаряя темный небосвод, тогда как у подножия стен плещется адский огонь. Самая загадочная и даже мистическая работа – Троицкий собор, над синими куполами которого взлетают огненно-малиновые всполохи. Хотите верьте, хотите нет, но через пару лет после создания образа этот замечательный храм Петербурга действительно сгорел и синие купола его обрушились. Вот вам и астральное искусство.
Впрочем, жителям других городов обольщаться не надо – досталось и им. В коллекции Гребенщикова есть и московские «нарядные» пейзажи, есть Токио, Лондон, Париж. Но это все в другой раз, а пока наслаждайтесь Петербургом, построенным, видимо, на какой-то другой планете. Не стоит расстраиваться фотолюбителям, годами бьющимся за повышение креативности своих шедевров, ибо, по мнению автора сих творений, абсолютно любой фотоаппарат может стать астральным. Не забудьте только подвергнуть его точному процессу астрализации.