Современная мандала. Работа Натальи Стручковой «Полная картина ниспослания великой милости, продлевающая жизнь на...» 2007 г.
Фото Евгения Зуева (НГ-фото)
На тему духовного холода поразмышляли кураторы Николас Муллнер (США) и Михаил Сидлин (Россия). Основная мысль выставочного опуса с нарочито провокативным, учитывая погодные условия, названием «Сейчас зима» проста – современные художники отстранились от политики, потому что она ввиду своей полной почти декоративности перестала их вдохновлять. «Сейчас зима» – первая фраза исторической драмы Шекспира «Ричард III» – кивок в сторону внеисторичности современной культурной ситуации. Выражение «сейчас зима» в английском – метафора напряженного ожидания.
Первый пример в центре экспозиции – актуальное экспериментальное видео от участников из США. Несколько экранов – несколько респондентов. Смысл телесюжета – профанация соцопроса о демократии. Экран с расшифровкой бесед с населением – громокипящая абракадабра. Самое сущностное: «Демократия – это как производство сосисок. Смотреть неприятно. А на выходе получается м-м-м... сосиска».
Кто-то идет дальше и политические процессы оставляет вовсе. В фокусе совсем уже локальные контексты – особенности малых родин, жизнь одной комнаты, бытие безымянных, безродных закоулков. Поэма про аутизм и комфорт существования в нем человека, давно забывшего объединяющие большие идеи. Ростан Тавасиев в инсталляции «Баловство» из коллекции Михаила Царева изобразил бунт игрушек. Глеб Вышеславский сфотографировал творение безумца – хозяин крохотного магазина игрушек где-то на Лазурном берегу превратил безобидного плюшевого мишку в недружелюбного дикого монстра и выставил его на витрине. Это занятие его жизни. Работа называется «Жизнь удалась». Она, пожалуй, на этой выставке являет собой абсолют политического и социального эскейпизма. Постидеологическое искусство упирается взглядом в ведьм, духов и безумцев. В пустые дома с адресами в нигде. В потолок – как лестница в доме Винчестеров. В одноименной фотоработе. Жене человека, придумавшего винчестеры, мерещились духи убитых ими людей – она обустроила дом так, чтобы духам было удобно перемещаться. (Майлз Кулидж. Лестница в доме Винчестеров.)
Самым политизированным в этом контексте выглядит босниец, изобразивший в своем видеоарте глобус Америки. Крутящийся под медитативную музыку земной шар, на котором умерло все, кроме знакомых контуров процветающей империи.