Осборн 18 лет игнорировал приглашение в Россию.
Фото Reuters
Если вдруг при упоминании имени Оззи Осборна у вас не возникнет никаких конкретных музыкальных ассоциаций, а вместо этого на ум придут сатанисты и прочая нечисть, страшные рожи, которые корчит данный артист на обложках своих CD, а также его многочисленные эксцентричные выходки, то ничего удивительного в этом нет. Английский металлист из культовой фигуры 70–80-х годов, оказавшей огромное влияние на развитие тяжелой музыки как таковой, давно уже превратился в скандальный и необычайно растиражированный бренд, затмивший собой его творчество. Взять, например, забавный сериал «Семейка Осборнов» на MTV, который хоть и прибавил подзабытой звезде популярности, но попросту превратил некогда «великого и ужасного» Оззи в героя мыльной оперы.
Осборн игнорировал приглашения промоутеров в Россию на протяжении 18 лет (в последний раз он выступал в Москве в 1989 году на Фестивале мира), и вот, наконец, он едет к нам с концертом, посвященным выходу его нового альбома Black Rain, – событие немаловажное как для молодых поклонников таланта Оззи, так и для людей, заставших его еще в качестве фронтмена легендарной группы Black Sabbath. На самом концерте и тех, и других было немало. Уже за полтора часа до шоу в «Олимпийском» на станции метро «Проспект Мира» люди в цепях и в черных майках с надписями Black Sabbath, Ozzy Osborne, а также попросту с черепами и костями явно преобладали. Несмотря на это, фанатов Осборна оказалось явно недостаточно, чтобы заполнить вместительный зал спорткомплекса: боковые трибуны, равно как и весь балкон, остались пустыми.
Без пяти семь потух свет и классика хард-энд-хэви, лившаяся из динамиков, моментально cтихла. Внезапно со сцены, из-за черного занавеса с черепом, раздался свирепый хриплый голос, проревевший по-английски: «Москва!!! Россия!!! Держись!!!» Занавес упал под звук сирены, и перед зрителями предстала «разогревающая» американская команда Black Label Society. Музыканты блестяще отыграли 40-минутный сет предельно жесткого black metal’а на удивительно неплохом для «Олимпийского» звуке. Примечательно, что в роли фронтмена группы выступил Закк Уайльд, гитарист Оззи Осборна, правда, больше запомнившийся отличным вокалом.
Ближе к концу 30-минутного перерыва теряющая терпение публика начала выкрикивать имя Осборна и необычайно радостно приветствовала┘ звукооператоров, проверявших микрофоны у края затемненной сцены. И вот, наконец, под звуки Carmina Burana Карла Орффа включились прожектора, и «Олимпийский» вскочил на ноги: ожидаемого на протяжении 18 лет Оззи со своей группой встречали восторженными воплями, оглушительным свистом и неистовой овацией.
От концерта Осборна можно было ожидать всего что угодно – леденящего душу перформанса, катарсиса, в общем, чего-то пугающего и незабываемого – но наверняка не того, что вышло в итоге. Во-первых, была совсем непонятна перемена, произошедшая со звуком: после каких-то манипуляций во время перерыва аппаратура стала звучать откровенно разбалансированно, превратив весь концерт Осборна в гремящее месиво. Во-вторых, само исполнение было совсем не безупречным. Безусловно, нельзя не отметить, что певец изо всех сил старался не разочаровать своих поклонников и доказать, что в свои 58 лет он еще ого-го на что способен: «Князь Тьмы» бодро бегал вокруг микрофонной стойки, периодически поливал из ведра публику и собственных охранников в танцевальном партере, вопил: «Я хочу, чтобы вы сошли с ума!!!» И в первом же номере, отвернувшись от зала, приспустил штаны (чем, к слову, заслужил овацию у зрителей). Однако очень уж трудно было отделаться от сравнений с разогревавшей группой: дребезжащий и трескучий голос постаревшего металлического героя звучал весьма неубедительно на фоне мощного вокала Закка Уайльда. Но, к сожалению, тот же Уайльд, при всей инструментальной виртуозности, сильно уступал гитаристу из своей же команды и по изобретательности, и по драйву. Оставшись один на сцене после композиции Suicide Solution, Закк сыграл 10-минутное гремучее гитарное соло сколь виртуозное, столь и невнятное, изобиловавшее назойливыми фидбэками. Немного оживила концерт песня Here For You из нового альбома, а также суперхиты No more tear и Mama, I’m Coming Home, с воодушевлением поддержанные залом. На прощание Оззи Осборн швырнул в партер розовое полотенце и покинул сцену со своей группой, не удостоив российских поклонников выходом на бис. В общем, «долгожданный» концерт Оззи Осборна – это продолжение традиций современного российского промоутерства привозить музыкальных суперзвезд прошлых лет (взять хотя бы Чака Берри, Ли «Скрэтч» Перри или Джонни Гриффина), к сожалению, утративших былую мощь и воздействие на публику. Как удачно выразился кто-то из старых фанатов Осборна, «боюсь, ожидание праздника оказалось круче самого праздника».