Ночная пора во французских музеях.
Фото с сайта www.nuitdesmusees.culture.fr
В разгар весны ошеломленная цветом яблонь и черемух Москва сказала решительное «нет» скучной музейной заводи с ее пыльными экспонатами, полуразложившимися чучелами и до зевоты нудным экскурсоводами. 18 мая, в Международный день музеев, столица и еще более 25 городов России приняли масштабное участие в международной акции «Ночь музеев».
Берлинская весна
Зачатки этого глобального мероприятия зародились в Европе еще в 1970-х. Поводом стало то, что сокровищницы культуры в мае традиционно открывали двери для бесплатного посещения, а порой, когда народ не успевал осмотреть экспозицию, даже продлевали время работы. Ту пору даже называли «Весна музеев».
В мае 1977 года на XI Генеральной конференции Международного совета музеев в Москве учредили Международный день музеев. Что примечательно, по инициативе советской делегации. Через 20 лет после этого события в Берлине прошла первая официальная акция, вошедшая в историю как «Долгая ночь музеев» (Lange Nacht der Museen). Чуть позднее к ней присоединились Австрия, Франция, Голландия, Чехия, Швейцария, Скандинавия и США, и покатилась душа в рай. Дабы объединить и структурировать акцию, для нее стали давать темы – «Пять чувств», «Тайные откровения» или «История и истории». Ну а музеи Европы старались кто на что горазд, организуя выставки и ярмарки, театрализованные представления, перформансы, маскарады и концерты. Будь то крохотный музей или громадная панорама, всяк норовил завлечь посетителей редким зрелищем. Клич о ежегодном проведении акции в 2005 году кинули музеи Франции и утвердил Совет Европы.
А как у них?
В этом году «Ночь музеев» отмечают уже 150 стран. Ведя «ночной» образ жизни, музеи мира превращаются в сплоченную семью, активно общаются и обмениваются информацией. Немаловажно, что такой праздник – хороший повод для музеев напомнить о себе. В эти дни экспозиции посещает огромное количество гостей (в десятки раз больше, чем в обычные). Среди них немало молодежи, ведущей преимущественно ночной образ жизни, и тех, кто работает допоздна. Для крошечных и малоизвестных музеев это шанс выйти на более серьезный уровень. Большинство музейных собраний (а в Европе их более 2 тыс.) отворяют двери для посетителей абсолютно бесплатно. Гостеприимство длится до полуночи, а иногда и дольше.
Из прошлых лет запомнились самые яркие события. Так, в 2003 году в Австрии в рамках праздника огромный интерес вызвала коллекция князя Лихтенштейна Ханса Адама Второго, который в отреставрированном дворце в Вене выставил полотна Рубенса, в том числе знаменитую картину «Венера перед зеркалом». В 2004 году самым популярным и посещаемым музеем Германии стал Берлинский кафедральный собор, его посетили более 22 тыс. человек. В 2005 году в «Долгую ночь музеев» в течение вечера и ночи по одному билету можно было обойти более сотни берлинских музеев. В стоимость билета входил проезд на автобусе, возившем публику от музея к музею. Одним из знаменитых аттракционов тогда стал «Город искусства» француза Армеля Рео: скульптуры установили вдоль аллеи Унтер-ден-Линден от Бранденбургских ворот до Дворцовой площади.
В этом году акцию «Открой дверь в ночной музей» провели по инициативе Министерства культуры и коммуникации Франции. Сам Париж принял в ней участие в третий раз: участвовало 103 парижских музея. Некоторые из них были открыты до двух ночи. Лувр пригласил посетителей на показ фильмов об искусстве из коллекционного фонда. Музей д'Орсе предложил программу «Ночь Бодлера и «Цветы зла» по циклу стихов знаменитого автора. В исторических музеях Франции в рамках выставки «Ночь рыцарей, прекрасных дам и драконов» любители истории смотрели королевские хартии Святого Людовика и Карла Седьмого, студенты-историки переводили им вирши со старофранцузского. Прошел также грандиозный спектакль «Воссоздание Средневековья» с костюмированным представлением.
Неспящие в Москве
В России мероприятие впервые состоялось в 2002 году в Красноярске в честь 15-летнего юбилея Красноярского музейного центра. Тогда же к акции присоединились Эрмитаж и Русский музей, затем пришла очередь музеев Владивостока, Краснодара, Перми, Калининграда и других городов.
В этом году и Москва отметила «Ночь музеев» широко и разнообразно. Третьяковская галерея сделала ход акцией под названием «Игра в классики». Холл четвертого этажа здания Галереи на Крымском Валу превратили в бесшабашную мастерскую коллективного сознательного. Огромная картина великой русской художницы-авангардистки Александры Экстер «Венеция» стала центром триптиха, по бокам расположили нетронутую территорию белого листа. Студенты-художники Театральной академии должны были дописать шедевр по своему разумению, придумать свой город. Участников акции не сковывали рамками техники и стиля.
В числе креатива Третьяковки была выставка под названием «СПАМ-АРТ». Идея актуальна и двойственна. С одной стороны, художники выразили негативное отношение к спам-культуре, достигшее критической фазы, когда любое высказывание считают спамом. С другой – спам-послания, изощряясь в способности пробраться в мозг получателя, сами того не желая, становятся искусством.
«Дом Бурганова» в обход античной традиции, воспевавшей невозможность встречи Света и Тьмы, совокупил две несовместимые стихии, выразив идею в искусной подсветке экспонатов. Загадочный свет залил бронзовые тела статуй, выделяя в них черты, не заметные дневному наблюдателю, вспыхивал на холодном мраморе, выхватывал из темноты изящный профиль.
Другой ипостасью «Ночи музеев» стали спектакли, перформансы и кинопоказы. Скажем, Музей кино отметил праздник показом трех фильмов-шедевров, возможность увидеть которые представляется крайне редко: «Стрекоза и муравей» выдающегося режиссера и мастера кукольной анимации Владислава Старевича, «Картинки с выставки» легендарного изобретателя «игольчатого экрана» Александра Алексеева и «По закону» Льва Кулешова.
В «Доме Высоцкого на Таганке» представили музыкально-драматический спектакль «Райские яблоки» Рашида Тугушева и Никиты Высоцкого. Документально подкрепленный рассказ о росте песенного творчества Высоцкого простирается от ранних опытов до душераздирающих шедевров вроде «Охоты на волков». Спектакль пронизывают женские монологи и воспоминания Людмилы Абрамовой и Марины Влади.
В Музее современного искусства на Петровке состоялось мистическое действо «Тотальный театр Вячеслава Колейчука». Он представил спектакль «Посвящение К.С.Малевичу», составленный из фрагментов мультимедийного проекта «Птицы сна», основанного на священном мифическом образе птицы. Актеры стремились погрузить публику в транс, демонстрируя череду символических видений, птичьих теней, узоров, хаотичных линий, древних пиктограмм и аутентичных песен. Там же прошел перформанс «Изнутри» молодой художницы Аси Мухиной. Собрав воедино музыку, символический танец, визуальные картинки материнской утробы, Мухина создала образ красоты и хрупкости женского организма в период между зачатием и рождением.
Дом-музей Булгакова провел бесплатную театрализованную экскурсию по булгаковской Москве, разумеется, с участием Мастера, Воланда, Маргариты.
Красочным элементом Международного дня музеев стали всевозможные концерты. В Историческом музее звучали знаменитые оперные арии, посетители дома Бурганова наслаждались звуками саксофона, Музей А.С.Пушкина представил классику в исполнении оркестра Musica Viva, художник и бард Евгений Бачурин выступил в Музее современного искусства.
Кстати, Музей современного искусства показал и еще одно необычное зрелище – медиабалет композитора Ираиды Юсуповой и художника Александра Долгина «Попади в Рай!» по мотивам «Божественной комедии» Данте. Авторы, собственно, и зачали в России экспериментальный жанр медиаоперы – причудливую эклектику музыки, танца и видеоматериала.
Сотрудники многих музеев до сих пор находятся в радостном шоке от штурмовавших экспозиции посетителей. Работницы Музея А.С.Пушкина взахлеб говорят о необычайном наплыве народа. Среди посетителей была масса культурной молодежи («Пива никто не пьет!»), плотными толпами ходившей за экскурсоводом и заново открывавшей для себя «наше все».
Не ударили в грязь лицом музеи-усадьбы и прочие крупные экспозиции. Панорама «Бородинская битва» подготовила к празднику программу «Ночь перед Бородином»: на ней не только можно было увидеть костюмированное выступление членов военно-исторических клубов, примерить мундир кавалериста, подержать в руках ружье. «Кузьминки» завлекали молодежь конными прогулками, публику постарше – выставкой павловопосадских платков и хором донских казаков. В «Царицыно» публика любовалась поистине царским фейерверком.
Ложка дегтя
Правда, не все было так гладко. Тысячи москвичей, пожелавших посетить Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина, постигло глубокое разочарование. Доступ к экспозициям завершился гораздо раньше полуночи. Огромная очередь, опоясавшая здание и желающая попасть внутрь, осталась несолоно хлебавши. Ворота закрылись в 9 часов, причем администрация музея оставила горожан без каких-либо объяснений. Два милиционера грудью защищали хранилище от негодующей толпы. Гнев был справедлив – музей заранее объявил, что не закроет двери до 11 вечера. Да и вообще первая масштабная «Ночь музеев» в Москве страдала недостатком организации. Публика осталась недовольна тем, что у музеев такой разный график. Третьяковка и Исторический, к примеру, закрылись в обычное время. Загадочная история произошла с Музеем Востока. Накануне объявили, что программа отменена по указу Министерства культуры. Позже выяснилось, что праздник все-таки был замечательно отмечен: состоялись и чайная церемония, и уроки каллиграфии, и индийский базар, и школа-студия восточного танца. Музей посетили около 3 тыс. человек. Все разошлись довольные, и руководство решило: не страшно, если мы закроемся чуть раньше.
Впрочем, если начистоту, всякий музей вправе сам выбирать программу, хоть вообще в акции не участвовать. А вот с Пушкинским непонятная история – груздем назвался, а в кузов не полез!
Танго с лавашом
Вкупе с Москвой «Ночь музеев» праздновала вся Россия. Петербург, как всегда, не ерпит занудства и обыденности. Его обширная программа порадовала выставкой «Митьки в гостях у Достоевского» в музее-квартире писателя; неожиданным сеансом обучения танго в Музее связи, индийскими песнями и танцами в Музее Рерихов, дефиле авангардной моды под музыку матюшинской «Победы над солнцем» в домике на Песчаной и, наконец, настоящим митингом, посвященными дню рождению пионерской организации, о котором вспомнил Музей политической истории. Саратов на территории Дома-музея Павла Кузнецова отгрохал карнавал под открытым небом «Сад Арлекина»: клоуны студенческого театра пантомимы, дуэт аккордеонистов, исполнявший французскую, ирландскую и балканскую музыку, гимнасты на ходулях, дефиле эксцентричных костюмов, выступление барабанщиков, видеоарт на заборе и танцы под электрохаус и намазывание желающих театральным гримом. В Екатеринбурге в пику утонченно-культурному имиджу праздника музей ИЗО устроил грандиозное шоу с участием местных рок-групп. В музее Горького города Казани прошла акция «Содружество муз» – гостей встречали музыканты, играющие на тамтамах, на танцплощадке выступали девушки, вертящие на цепях огненные шары. А Национальная галерея Армении, где акцию «Ночь музеев» проводят уже третий год, кормила всех присутствующих здесь же приготовленным свежайшим армянским лавашом, чтобы остались силы посетить все музеи и представления, которых год от года будет только прибавляться.
Птицы сна кружились над Москвой. Музей современного искусства. Фото Арсения Несходимова (НГ-фото) |