0
3812
Газета Антракт Интернет-версия

18.05.2007 00:00:00

Паровозное ретро

Тэги: локомотив, история


локомотив, история Рижский вокзал. Параллельные миры.
Фото Евгения Зуева (НГ-фото)

Идея использования реактивной силы пара уходит корнями в XVII век, когда Исаак Ньютон набросал рисунок тележки, приводимой в движение паровым двигателем. Однако лишь спустя более полувека задумку ученого применили на практике. В 1769 году по заказу правительства французский инженер Жозеф Кюньо соорудил паровой воз для транспортировки артиллерийских орудий. Он был так громоздок и неуклюж, что во время испытаний на улицах Парижа пробил стену дома. Позднее он нашел место в Парижском музее искусств и ремесел. Окончательно сдвинул паровое дело с мертвой точки шотландский инженер Джеймс Уатт, изобретший паровую машину.

На ракете в Ливерпуль

В 1802 году Ричард Тревитик смастерил паровой экипаж, который двигался по улицам с грохотом и чадом, пугая пешеходов. Его скорость, развиваемая за счет огромных колес, достигала 10 км/ч. Спустя два года конструктор вписал свое имя в анналы истории, построив первый в истории паровоз. Его удачливый последователь Георг Стефенсон в 1812–1819 годах предложил удачную конструкцию «Блюхер» и убедил шахтовладельцев построить в 1825 году первую железную дорогу Дарлингтон–Стоктон. Его паровоз «Ракета» стал основным локомотивом первой общественной дороги Манчестер–Ливерпуль. С поездом в 13 т он развил скорость 26 км/ч, а без поезда – 56, что по тем временам было немыслимым рекордом.

Василий Жуковский и его пароходка

Подхлестнутое Западом, паровое дело развилось и в России, в том числе на базе Пожвинского чугунолитейного и железоделательного завода. А первый русский паровоз в 1833 году создали братья-механики Ефим и Мирон Черепановы из Нижнего Тагила. Ими же была построена чугунная рельсовая дорога в 3,5 км от Выйского завода до Медного рудника. Название «паровоз» появилось не сразу, изобретение его приписывают филологу Николаю Гречу. Как только не называли его до этого – и «самокатная паровая машина», и «паровая фура», и «паровой экипаж»! Черепановы и Василий Жуковский именовали его «пароходкой» и даже «пароходом». Привычное имя утвердилось после 1837-го, что можно судить по отчетам чешского инженера Царскосельской железной дороги Франтишека Герстнера.

Вобла на растопку

Основные части паровоза – котел, паровая машина и экипажная часть – будка, а еще есть у него специальный вагон – тендер для запасов воды и топлива. Для растопки паровозов в основном брали уголь, исключением были районы, где нефть была более доступна. В тяжкое военное время в России в ход шли дрова, торф и даже порой сушеная рыба. Топливо сжигают в топке котла, забрасывая его туда лопатой через шуровочное окошко. Дно топки не сплошное, это особая колосниковая решетка. После сгорания угля зола и шлак ссыпаются в зольник. Дым поступает в дымогарные трубы, которыми пронизан котел, и нагревает воду. Пар от воды, вскипевшей в котле, идет в паровую машину, где клапан, гоняя его туда-сюда, приводит поршень в возвратно-поступательное движение, передаваемое колесам.

Кочегар и бабочка

Экипаж паровоза – это машинист, помощник машиниста и кочегар. Машинист ведет паровоз, а вот закидывание угля в топку, оказывается, вовсе не дело рук кочегара. Его задача «хлопать», то есть открывать и закрывать «бабочку» шуровочного окна. Заброску же угля выполняет помощник. Это сложная и ответственная работа. Нужно не только четко дозировать уголь, но и тщательно, без горок, распределять его по решетке. Не говоря уже о том, что нужна недюжинная сила. Случалось, за сутки работник перебрасывал до 18 т. В золотой век паровоза профессии машиниста и помощника были в почете и высоко оплачивались.

Царский палец

Первую железную дорогу длиной 25,6 км в России открыли в 1837 году между Петербургом и Царским Селом, а в 1851 году появилась железная дорога Петербург–Москва протяженностью 650 км. По поводу ее создания рассказывают байку. Проектируя путь, император Николай I по линейке прочертил прямую меж городами и случайно обвел свой палец. Правда это или неправда – история умалчивает, однако именно в этом месте железнодорожные пути делают крюк. Паровозы тех времен именовали ярко – «Богатырь», «Орел» или «Лев». Вагоны 3-го класса ставили впереди состава и снабжали жесткими скамьями. Поскольку вагоны к тому же не имели крыши, говорят, пассажиры тех времен прятались под скамьи, дабы уберечься от искр и дыма, вылетавших из трубы.

Масляные рельсы

К тому же времени относят случай, внесший нюанс в устройство паровоза. Начальник одной из станций, ожидая приезда монарха, не придумал ничего лучше, как покрасить рельсы┘ масляной краской. В результате при въезде на гору колеса царского поезда стали проскальзывать. Надо было что-то делать, и железнодорожники нашли выход. Для увеличения трения они посыпали на рельсы песок. С тех пор в котле паровоза устанавливали песочницу с просеянным песком, который давлением пара подавался к колесам, когда паровоз трогался и двигался вверх по уклону. Несмотря на то что к концу XIX века паровозы развивали скорость до 90 км/ч, стало понятно, что сила их тяги неудовлетворительна. Порой к составу подцепляли по два паровоза, что именовалось двойная тяга или двойная тракса. В 1888 году она стала причиной крушения царского поезда.

Паровозная АБВГДейка

Николаевской дороге был нужен паровоз, способный везти поезд в 400 т со скоростью 80 км/ч, и известный в те годы инженер Николай Щукин создал такой паровоз с двухцилиндровой паровой машиной (компаунд). Этому паровозу дали серию Н (Николаевская дорога) и с 1892 по 1914-й выпустили в количестве 1000 штук. Он стал одним из массовых пассажирских паровозов в России. Серии железнодорожной техники в России обозначались буквами русского алфавита. В 1912 году провели реформу, устранившую разнобой, царивший на дорогах. В дальнейшем буква часто совпадала с первой буквой названия завода или фамилии конструктора. В 1907 году на Коломенском машиностроительном заводе создали мощный паровоз серии К, на котором котел подняли высоко над рельсами и установили ноу-хау того времени – увеличивающий КПД пароперегреватель.

Силовая тяга Иосифа Сталина

В середине 1920-х после проработки множества конструкций за основу нового паровоза взяли серию СВ. Этот паровоз стал самым массовым отечественным паровозом. К 1932 году относится еще одна паровозная легенда, когда ОГПУ собрало 30 конструкторов и за срок в 100 дней кровь из носа приказало создать мощный паровоз. Так, на основе американской модели на свет родились грузовой паровоз ФД (Феликс Дзержинский) и его пассажирский вариант серии ИС (Иосиф Сталин). Они стали самыми мощными в Европе. ИС тащил поезда весом 1000 т на скорости 115 км/ч. Слишком большая нагрузка на ось разрушала пути, но из-за названий они, понятное дело, были вне критики. С начала 1950-х паровозное дело стало затухать. Конкуренты – тепловозы и электровозы обгоняли его по КПД. Производство полностью свернули в 1956 году, торжественно отправив на пути последний паровоз П36 Коломенского завода.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1376
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3261
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2351
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1884

Другие новости