Буква «Л» в названии паровоза говорит об имени его создателя.
Громадные, до полутора метров красные колеса с белой окантовкой, могучие поршни и черные, как вакса, дымовые трубы, анфас – выпученные фары, зубы веером и яркая пятиконечная звезда во лбу горит. Право слово, сходное ощущение можно получить только в каком-нибудь парке Юрского периода. Исключение лишь в том, что все динозавры из железа. Может быть, еще не всем известно, что в 2004 году в Москве открылся Музей железнодорожной техники под открытым небом.
Керосиновые фары
Отыскать его несложно, достаточно обогнуть справа здание Рижского вокзала. За внушительными воротами замаячат волевые лица стальных гигантов. У первого же из них внутри фар можно разглядеть керосиновые лампы. Да-да, так раньше освещали путь к коммунизму! Создать музей мечтали не одно десятилетие. Рассказывают, что на момент открытия все не было столь официально, как ныне. Пригнанная техника не была приведена в «товарный» вид, зато по ней можно было всласть полазить, хорошенько измазаться, подробно изучить сердцевину. Сейчас фотографировать без особой справки запрещено, лазить и заходить внутрь – тоже. Отвести душу можно только на специально для этого предназначенном паровозике.
Грузовая «овечка»
Несмотря на все препоны, прогуляться по музею паровозов – увлекательнейшее занятие. Тут есть и вагон-кухня, и комфортабельный вагон-салон для важных птиц дореволюционной и советской эпох. Один из самых старых экспонатов – грузовой паровоз ОВ-841, сделанный в 1903 году. Железнодорожники любовно именуют его «овечкой».
Пройдешь до самого конца платформы, взгляду предстанет настоящий семафор, вдоль платформы вытянулась красная гусеница электропоезда ЭР22-38 (в музее есть не только паровозы!). Пассажирский вагон III класса, сделанный мастерами Московско-Нижегородской железной дороги, похож на уютный зеленый домик с деревянными окнами. По правому флангу музея – строительная железнодорожная техника с кузовами да кранами.
Ловушка для бизонов
Еще интереснее ходить по музею с экскурсоводом Александром. По поводу каждого из старинных исполинов у него увлекательная байка. Вот, к примеру, паровоз, сконструированный по американской модели. По заверениям Александра, передняя железная решетка, которую мы бы решительно обозвали снегоочиститель, изначально называлась cowcatcher (англ. – «ловец коров»). Предназначалась она для того, чтобы спихивать с пути настырных бизонов. А вот модель советского паровоза, на котором хотели установить механический податчик угля – стокер, а потом из-за дороговизны отказались, решив, что, мол, наш Иван любому стокеру даст прикурить. С тех пор лопату, стоящую в уголке рядом с топкой, стали именовать «стокер Горбачева». Правда, к Михаилу Сергеевичу он не имеет отношения. Речь о том, кто с утра до ночи горбатится.
Поручень для машиниста
Подходим к немецкому трофейному паровозу под названием «Блицкриг»: эту модель в количестве 5000 штук создали для нападения на СССР. Тут у экскурсовода еще одна шутливая, но тоже сомнительная история. Якобы европейские железнодорожники частенько подшучивали над нашими работниками, указывая на поручень, идущий по котлу примерно на уровне груди, намекая на то, что русский машинист все время пьян и нуждается в подпорке. На самом же деле в немецком паровозе поручень тоже имеет место. Интересная деталь: колея железной дороги в России исконно делалась шире, чем в Европе, – не четыре, а пять футов. Возможно, в военно-стратегических целях.
Верхом на Лебедянском
Привокзальный воздух, пропитанный запахом жженого угля и шпал, пронизывает оглушительный свист. Посетители невольно вздрагивают и зажимают уши. На платформу Рижского вокзала подают самый настоящий паровоз Л-3348, названный так по имени его конструктора Льва Лебедянского. Уже примерно два года в Музее проводят развлекательно-познавательную экскурсию «Паровозная прогулка». Смысл здесь даже не в самой прогулке, а в том, чтобы увидеть этого скрежещущего стального динозавра в действии, окутанного клубами дыма, рвущихся из его угольных недр. Из будки паровоза улыбаясь выглядывает бывалый машинист. А небывалых сегодня и нет. На музейных экспонатах работают пожилые энтузиасты паровозного дела. В Москве таких осталось около двух десятков.
Вагоны межобластного типа, ходившие в 1950-х годах, от современной электрички отличают рыжие кожаные сиденья с высокими спинками и откидными металлическими столиками. Состав, ведомый паровозом, идет неторопливо и мягко, и в его движении ощущаются легкие подергивания. Конечный пункт «Паровозной прогулки» – платформа «Красный балтиец». Нам показывают деревянный домик, в котором отдыхали машинисты. Место их досуга по известным причинам именовали «брехаловка». Неподалеку паровозное депо с широким жерлом поворотного круга. Дабы наглядно показать, как паровоз отправлялся в предназначенное ему стойло, на круг загоняют и, подобно стрелке на циферблате часов, медленно вращают внушительный и дымящийся Л-3348. Кусты и крыши строений вокруг покрыты каким-то белым налетом непонятного свойства. Оказывается, это не что иное, как искусственный снег. С появлением «Паровозной прогулки» платформа «Красный балтиец», понятное дело, стала местом паломничества киношников. А «снежную» ночь устроил режиссер Андрей Кравчук, когда снимал здесь сцену для фильма «Адмирал Колчак», в которой исполняющий главную роль Константин Хабенский выходил из поезда к своим войскам.
Скорость паровоза зависит и от величины его колес. Фото Евгения Зуева (НГ-фото) |