0
1306
Газета Антракт Интернет-версия

18.05.2007 00:00:00

О самолюбии, «Небожителях» и больших деньгах

Тэги: смоляков, театр


смоляков, театр «Жить на разрыв аорты» не у всех творческих людей получается.
Фото Бориса Бабанова (НГ-фото)

Андрей Смоляков родился осенью 1958 года. Хмурый, высокий, голубоглазый. Сначала он поступил в Щукинское училище, потом перевелся в ГИТИС. На сцене Театра-студии п/р Табакова играет с третьего курса. Играет немного, но все роли вызывают единодушный восторг критиков. О мощном трагическом даре Смолякова впервые заговорили, когда он сыграл Ротмистра в спектакле «Табакерки» «Отец». После роли Хлудова в актерской личности Смолякова обнаружили мистические черты и харизму... Сыграв более чем в 50 фильмах, Андрей Смоляков приобрел широкую известность лишь после сериала «День рождения Буржуя». Народный артист РФ, лауреат Государственной премии РФ.

– Вы играете в спектакле «Небожители» роль олигарха. Эта пьеса об одном дне из жизни главного акционера крупнейшей в России нефтяной компании. И написал ее Игорь Симонов, не драматург, а бизнесмен. Достойный спектакль получился?

– Это нормальный спектакль для театра «Практика», который пропагандирует современную драму. И это очень достойная работа.

– Как вы относитесь к олигархам?

– Я?! Это очень объемный и противоречивый вопрос. Одно твердо могу сказать: в большой степени я отношусь к этим людям уважительно. Сколотить компанию, состояние – ой как непросто. Нужно обладать большим количеством серого вещества. Другое дело, как у нас все это «сколачивалось» в России, где либерализм развивался не без криминального бизнеса, черной экономики┘ В той ситуации все зависело от степени компромисса, на который человек шел: переступить грань между черным и белым или удержаться на самом краю? Если степень компромисса слишком высока, если человек способен шагать к своей цели по головам коллег и друзей – это, конечно, не вызывает уважения. Я играю человека, который знает, что такое кодекс чести и через который он не перешагнет никогда. Смею думать таких людей не только в бизнесе, но в и политике, культуре большинство. Я – за цивилизованный бизнес.

– Такой бизнес возможен в России сегодня?

– Не знаю┘ (закуривает). Но хорошо, когда он есть! Честный, жесткий, смелый, умный.

– Большие деньги – портят человека?

– По-моему, нет. Они дают свободу. Финансовая независимость в любой профессии – плюс. Например, я бы мог не сниматься там, где не хочу, и там, где неинтересно.

– Многие ваши коллеги играют не только в «родном» театре, но и на других сценических площадках Москвы, Питера┘ Вас почему-то режиссеры приглашают в проекты других театров крайне редко.

– Что я могу сказать? Это выбор режиссера┘ Я не из той категории людей, которые будут ходить и предлагать себя великому мастеру Н. или модному ныне Ч. Я из тех актеров, которые будут ждать, а если я кого-то заинтересую, тогда и рассмотрим этот вопрос. (Закуривает.) Объяснение одно: значит, я никому не нужен. Но не хочу роптать на время. Нужен я был Адольфу Шапиро на роль Лопахина в его спектакле «Вишневый сад», и я играю эту роль в МХТ. Но, в общем, наверное, годы проходят, и список ролей, которые уже никогда не сыграешь, увеличивается┘

– Вы уже несколько лет играете в театре Хлудова. Не страшно делать это после Дворжецкого, который, сыграв в легендарном фильме «Бег», стал самым известным Хлудовым в стране?

– Скажу честно: сначала я отказался репетировать эту роль, потому что мне очень не хотелось сравнений с Дворжецким. Но в итоге я согласился. И когда началась работа, было уже не до личных амбиций. Постепенно, в процессе репетиций, я обнаружил, что все мои комплексы ушли на второй план. Хотя избавиться от них окончательно мне так и не удалось.

– Есть мнение среди молодых актеров, что нужно уметь продавать себя. Актер, как и менеджер, как и любой профи, – товар, и чем скорее он это поймет, тем удачнее сложится его судьба. Вы согласны?

– Да. Мы – товар. И себя нужно уметь продавать. Но лучше, когда тебя продают другие. (Смеется.) В определенный период я переживал эдакое состояние «бездорожья», жил в профессии как-то ни шатко ни валко. И на протяжении многих лет ничего серьезного не играл. А потом вдруг появилась пьеса Стриндберга «Отец». Потом появился «Лицедей» Томаса Бернхарда, потом – булгаковский Хлудов. Но иногда надо делать перерыв. Я довольно легко вхожу и выхожу из образа. Но, когда я постоянно играл персонажей, которые кончали жизнь самоубийством, это меня слегка «пригнуло». Однажды я подумал: «Что-то ты, Андрейка, улыбаться перестал». И с этого момента твердо усвоил: перерывы в творческой судьбе необходимы.

– Бывают моменты, когда творчество в вашей жизни отступает перед ремеслом?

– Да, это называется – прошелся по ремеслу! Ну, слава богу, нечасто случались такие вещи┘ Однажды у меня была температура 39, я ходить-то еле мог, и, чтобы не срывать спектакль по пьесе Горького «Последние», я с тупостью, достойной идиота, пошел играть. Ведь в «Последних» были заняты Олег Павлович Табаков и Ольга Яковлева. Представляете, люди придут смотреть на двух великих, а из-за какого-то Смолякова все отменят?! Я играл «по ремеслу», «на моторе», выполняя свою актерскую миссию. Но мне кажется, что если ты этим ремеслом владеешь, то можно всегда выглядеть достойно. «Жить на разрыв аорты» не у всех людей искусства получается, но с некоторыми бывает и такое.

– Испытывали вы когда-нибудь шок от профессии? Например, когда абсолютно не знали, как сыграть роль, с какой стороны к ней подойти?

– От встречи с Миндаугасом Карбаускисом был шок! Я долго не понимал, что он от меня хочет и что мне играть! И вот настал момент, когда я на повышенных тонах – а это со мной случается нечасто, меня надо сильно озадачить, чтобы я сорвался, – стал говорить ему: «Чего ты от меня хочешь, объясни наконец! Почему именно я все это должен делать?!» Причем работа начиналась мирно. Я прочитал пьесу «Лицедей», мне она показалась интересной. А в процессе репетиции я утратил чувство, что эта пьеса хоть кому-то нужна! Через пару месяцев я ни черта не понимал: кому буду интересен в этой роли?! Но Карбаускис терпеливо ждал. И как-то мягко подвел меня к моменту, когда у меня все получилось, сказав: «Вот видишь, ты все понял и все сделал».

– Вы играете в «Лицедее» гения?

– Ну как сказать? Гении разные бывают. Бывают нормальные. Бывают не очень. Кстати, мы недавно возили «Лицедея» в Прагу, и чешская критика нашла в моем исполнении «чеховские мотивы», излишнюю рефлексию, будто бы несвойственную драматургии Томаса Бернхарда.

– В шекспировском тексте возможна «чеховская» рефлексия?

– Конечно. Додин принизил Шекспира до уровня прозы. Но это его право, зачем-то ему это было нужно.

– Вам не понравился спектакль Додина «Король Лир»?

– Что значит не понравился? Просто я хочу увидеть немного другого Шекспира. Хочу, чтобы шекспировский театр был немножечко «на котурнах», хочу услышать высокий слог!

– Какой текст вам больше нравится произносить со сцены – прозу или стихи?

– Мне ближе литературный текст. Когда мы репетировали «Камеру обскура» Набокова, я просто кайф ловил. Как это «вкусно» написано! И наделять набоковскую словесную вязь психологическими нюансами – это ни с чем не сравнимое наслаждение! Но редкое┘ (Улыбается.) Когда в Москву приезжал Йен Маккелан, английский актер, Табаков приводил его к нам в театр. У английских актеров есть что-то вроде мастер-класса – чтение шекспировских монологов. И Маккелан так прочитал! Ух! Это было очень интересно. Эмоционально! От него нельзя было глаз оторвать! Причем он вошел к нам, перемолвился парой фраз┘ потом вдруг снял пиджак и выдал «To be оr not to be┘» И все! Он приковывал к себе всех в зале! Чем, почему? Вот оно, искусство слова!

– Бытует мнение, что актеры – люди недалекие.

– Да, многие считают, что актеры – дураки. Но если человек занимается актерской профессией, мне кажется, он должен быть очень глубоким, бездонным┘ Я в связи с вашим вопросом вспоминаю, как в «Щуке» один педагог надолго породил во мне массу комплексов всего парой фраз. Я играл этюд. И педагог неожиданно спрашивает меня: «Смоляков, а ты книжки-то читаешь?» Я парировал: «А почему вы задаете мне такой вопрос?» И услышал: «У тебя глаза тупые». Долго я не мог вытравить из себя эти слова, хотя книжки всегда читал┘

– Что помогло избавиться от этого комплекса?

– Съемки. Когда я увидел свои глаза на экране, я понял, что мысль в них все-таки есть! Я давно говорю о себе, что я уже старый, поэтому смело могу говорить правду. Так вот, хочу вам ее сказать: до поступления в театральное училище ни разу не был в театре.

– ???

– В драматическом. Но мама два раза в месяц периодически водила меня в Большой театр. Помню, как я плакал над судьбой Чио-Чио-Сан. Навзрыд! Народ смеялся надо мной. Большой театр меня очень сильно «подтянул» и дал нужный толчок. И еще, я бы хотел сказать о маме, которая меня воспитывала. У нас дома была огромная библиотека, множество альбомов по живописи┘ Я был очень развитым мальчиком, с хорошим вкусом.

– К актерской профессии вы не стремились. А кем мечтали стать?

– Хотел быть врачом! Нейрохирургом. Послушайте, я бы был выдающимся нейрохирургом! Я даже ходил в кружок «Юный медик» при больнице... Но случайно прочел объявление в газете о наборе в театральное училище. Пошел, попробовал и на всю жизнь в этом деле остался.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1325
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3206
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2302
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1842

Другие новости