Презентация мультимедийного проекта Татьяны Данильянц «Венецианское II», состоявшаяся в Государственном центре современного искусства при поддержке Итальянского института культуры в Москве, прошла на одном дыхании, что понятно и без объяснений: главным объектом внимания стала Венеция.
Татьяна Данильянц, поэт, кинорежиссер и фотограф, побывавшая в городе-легенде множество раз, предложила свое, целостное представление Венеции. «Венецианское II» явилось продолжением ее проекта, стартовавшего ровно год назад в ГЦСИ. Основным событием нынешней презентации стал первый показ на публике 52-минутного фильма «Сад, который скрыт», рассказывающего о венецианцах, о жизни города изнутри. Работа над фильмом заняла более 5 лет. «Сад, который скрыт» – это портрет 10 венецианцев, наших современников, которые принадлежат к разным слоям городского населения, от графа Джироламо Марчелло, друга Иосифа Бродского, до простого цветочника, продающего свой товар в лучших традициях комедии дель арте. Именно через такое многоголосие Данильянц удалось создать яркий, запоминающийся образ легендарного места.
В своем выступлении директор Итальянского института культуры в Москве Альберто Ди Мауро отметил, что фильм является абсолютно авторским и добавляет в уже существующие интерпретации – от авторов-романтиков до Висконти и Бродского – новые краски: у Данильянц, по ее же словам, Венеция – это «территория абсолютного счастья».
Даже курьезный и необъяснимый факт задержки таможней двуязычной поэтической книги «Венецианское», вышедшей в 2007 году в итальянском издательстве Universitaria Venezia и, как несложно догадаться, не содержащей, кроме проникновенных минималистических стихов, никакой крамолы, не смог помешать празднику. Вместе с актрисой Натальей Бажановой Татьяна Данильянц продекламировала стихи из книги на русском и итальянском языках под обычный для поэта аккомпанемент музыкального треугольника.
Третий элемент проекта «Венецианское II», фотовыставка «Венеция. На плаву», «приплыл» в ГЦСИ прямо со студии Горького, где больше месяца экспонировался в рамках грядущего фестиваля «Пэкшот». Основное венецианское средство передвижения – «лодочный флот» показан здесь как драгоценность, сверкающая всеми цветами радуги.
Леонид Бажанов, директор ГЦСИ, заметил на презентации «Венецианского II», что в лице Татьяны Данильянц мы имеем дело не просто с поэтом или режиссером. А куратор проекта известный искусствовед Виталий Пацюков добавил: «Мы видим творческую личность во всем ее витальном ликовании». Трудно не согласиться.
Кстати, книжку по необъяснимой прихоти природы таможня выпустила уже на следующий день.