Гобеленовые полотна умели ткать еще древние индейцы майя.
Фото Сергея Приходько (НГ-фото)
Зарождение плетения и ткачества относят еще к эпохе палеолита. Древние использовали полоски кожи, траву, лианы, побеги деревьев, из которых делали подстилки, сети и корзины, одежду и обувь. Ткани из лубяных волокон, лыка и шерсти, украшенные изображениями религиозных символов, человеческих фигур и животных, найдены при раскопках древних поселений озерных жителей в Швейцарии. Во Франции и Италии обнаружили клубки нитей, детали ткацких станков, веретена и иглы. Старейший памятник (6500 год до н.э.) – льняная ткань, найденная близ турецкого поселка Чатал Хюиюк.
Телега из пальмовых листьев
В Междуречье из стеблей тростника плели занавеси, корзины, в тростниковый саван обертывали покойников. При раскопках Вавилона найдены пряслица из обожженной глины, списки одежд III династии Ура, где речь идет о роскошных, весом в 1,3 кг, облачениях из шерсти, льна и хлопка, усыпанных золотом и драгоценными камнями. Ткани шумеры украшали сложным орнаментом – Плиний Старший утверждает, что именно они изобрели цветную вышивку. Поспорить с этим может находка Пазырыкского кургана на Алтае – шерстяной узелковый стриженый ковер V века до н.э. с цветными рисунками всадников, ланей и грифов: на чепраке шириной 6 см у человеческих фигур различимы даже ногти пальцев рук.
Снование меж колышков
Виртуозно владели ткачеством в Древнем Египте. Найденные в гробницах фигурки сновальщиков, переплетающих нити с помощью колышков, забитых в землю, относят еще к 2500 году до н.э. Есть рисунки вертикального станка, а также изготовления пряжи. На льняных тканях додинастического периода вытканы сцены охоты на гиппопотама. Мастера создавали прочную полотняную ткань для пеленания мумий, в которой плотность по основе превышала 200 нитей на см, в то время как современное оборудование не позволяет покрыть предел и в 150 нитей. К тому же египтяне пропитывали ткань уникальным некристаллизующимся лаком, предохраняющим ее от тления и сохраняющим яркость рисунка на века.
Злые духи в одеяле
Индейцы Северной и Центральной Америки начали свои ткацкие опыты с травы, шерсти бизонов, кроликов и опоссумов. Их станки были похожи на египетские, только вместо челночка применялся длинный прутик. В древних пещерах горного массива Озарк нашли тканые сумки, сети, обувь из травы и одежду из перьев. Индейцы майя делили ткань на грубую («манта») и красочную («хуипил») для женщин. Из «манта», вымоченной в соляном растворе, делали защитное снаряжение. Индианки навахо и ныне ткут на ручных станках в технике гобелена, перенося узоры предков на одеяла и подстилки, не пропускающие воду. В одном месте индианки нарушают рисунок, чтобы из одеяла выходили злые духи.
Тайна лимонной воды
Родина хлопка – Древняя Индия. В IX веке арабские путешественники писали, что индийские ткани столь тонки, что их можно пропускать сквозь кольцо. Сквозь ткани калико, отбеленные в лимонной воде, просвечивала кожа человека. После походов Александра Македонского хлопок попал в Средиземноморье: вся армия Цезаря носила хлопчатобумажную форму. На Руси первые упоминания о хлопке относятся ко времени Ивана III, когда купцы привозили из Кафы «ширинку кисейную и бумагу хлопчатую». Первое отечественное производство создал в XVIII веке обрусевший голландец Иван Тамес.
Шерстяные деревья
По китайской легенде, шелк и ткацкий станок в 2640 году до н.э. создала богиня шелковичных червей Си-Лин-Чи. Только во II веке секрет его выработки у китайцев разведали корейцы, а затем японцы, индийцы и жители Хотана. Афанасий Никитин в «Хождении за три моря», рассказывая о выезде султана, писал, что его слон «весь в камке наряжен» (камка – шелковая парчовая ткань). Хотя Аристотель после посещения Индии в «Истории животных» дал описание дикого шелковичного червя, у римлян долго бытовало мнение, что шелк – вид шерсти, растущей на деревьях. Вергилий полагал, что шелк вычесывают из листьев, а Дионисий – что его получают из цветов.
Паруса из паволоки
В Египте поздно узнали о шелке. У Лукана есть описание Клеопатры, чьи белые груди сверкали сквозь плотно сотканную ткань Сидона, из которой нильский мастер выдернул нити утка, сделав ее более прозрачной.
Благодаря связям с Византией шелковые ткани издавна знали на Руси: их называли паволоками. В сказании о походе князя Олега на Царьград говорится о пошиве шелковых парусов. В 1593 году первое заведение для тканья шелковых лент, парчи, бархатов и штофов организовал итальянец Чипони, а в 1720 году заработала крупная шелковая мануфактура Федора Апраксина, Петра Толстого и Петра Шафирова.
Откупные шпалеры
В Средние века в Европе расцвело шпалерное ткачество. Шпалеры – стенные безворсовые ковры, тканные ручным способом в технике уточного репсового плетения. Рисунок создавали из цветных шелковых, шерстяных, серебряных и золотых нитей, закрывающих основу. Эскизы к ним писали Рафаэль, Рубенс и Ван Дейк, позже, в XX веке, картоны для гобеленов создавали Дали и Кандинский. Шпалеры украшали стены замков, повторяя их изгибы. На больших плоскостях – монументальные полотна на библейские темы, на фризах – пасторальные сценки, над порталами дверей – шпалеры с гербами. За серию таких полотен у турок был даже выкуплен французский принц.
В 1716 году по приглашению Петра I в Петербург прибыли французские мастера, основавшие первое в России Петербургское гобеленовое ателье. Русские ткачи сделали редкий в шпалерном ткачестве жанр портрета своим: наиболее искусным считают портрет Екатерины II, выполненный в 1766 году Василием Фроловым.
Прялка в колыбели
У крестьян на Руси тканью расплачивались, выдавали приданое, жертвовали на церковь. В 1775 году манифест Екатерины II провозгласил свободу «всем и каждому добровольно заводить всякого рода станы и производить на них всевозможные рукоделия». Прядением и ткачеством занимались, конечно, женщины. Девочке уже в колыбель клали детскую прялку, и к замужеству она была искусной пряхой и ткачихой. Для защиты семьи, села от эпидемий, засухи, града, нечистой силы женщины создавали ткань «обыденная новина». Собравшись в избе, они в одну ночь пряли нити, сновали основу и ткали полотенце в полном молчании. Затем его обносили вокруг села, служили молебен, потом ткань сжигали либо жертвовали церкви. Магическую силу она получала благодаря полному ткацкому циклу, метафорически воспроизводившему модель создания мира.