Классические традиции в творчестве Виктора Скалкина.
Фото Арсения Несходимова (НГ-фото)
Каждая эпоха в истории искусства рождает своих бунтарей и классиков. С этим не поспоришь. А еще они иногда между собой дружат. Примерно такая история случилась и в 1970-е, в период пресловутого застоя, когда прошла одна из знаковых публичных акций неофициального искусства в СССР – знаменитая «Бульдозерная выставка». Выставка, организованная московскими художниками-авангардистами в 1974 году в лесопарке Беляево, была жестоко подавлена властью с привлечением милиции и участием бульдозеров. Впрочем, речь сейчас не о нонконформистах. Кроме самих организаторов – Евгения Рухина, Оскара Рабина, коллекционера Александра Глезера и иже с ними, акцию поддержали живописцы, стилистика которых – ну так сложилось – не шла вразрез с интересами власти, не являясь в то же время и проповедью соцреализма. Среди них был и Виктор Скалкин – один из участников нынешней выставки «Бульдозеры», устраиваемой галереей «Вместе» и «Сообществом Фикультура» с 17 по 24 апреля в Культурном центре П.И.Чайковского. Устроители, как, впрочем, и сам художник, заверяют, что название не несет идеологического подтекста, а, скорее, мягко отсылает к эпохе 1970-х, намекая на сопричастность к событию. Работы Виктора Скалкина, так же как и его давнего друга – Николая Чаругина (опыт проведения их парных вернисажей уходит корнями в советскую эпоху) – это прямое продолжение классических традиций русской живописи. Как отметил Скалкин, в юности на него оказали влияние работы Дионисия, Андрея Рублева, Михаила Врубеля, картины Алексея Саврасова и Исаака Левитана. Спокойные бытовые сюжеты пейзажей и натюрмортов Скалкина тяготеют к импрессионизму и очень гармоничны. Это картина «Яблоко маленького городка» (которую, к слову, на выставке случайно повесили вверх ногами), работа «Окно», на которой полет синеватых занавесок сливается с бушующим пейзажем. А на полотне «Осень» (1988) во взгляде из воображаемого окна на волжский простор выразилась мечта художника иметь дом в городке Плес, сбывшаяся спустя годы. Живопись Николая Чаругина – по сути, та же система ценностей в иной реинкарнации. Органичная, но более нежная, пастельная цветовая гамма, выполненная отрывистыми и мелкими мазками. При взгляде на его пейзажи, такие как «Пушкин», «Осенний мотив», «Лето», «После дождя», зритель ощущает себя былинкой перед красотой и величием мира. Несмотря на то что гостей на открытие собралось много, мероприятие прошло в уютной и раскованной, почти домашней обстановке. Звучали ласкающие ухо темы знакомых фильмов вроде «Тегеран-43», исполненные на фортепиано и аккордеоне. Гости разбавляли разглядывание картин великосветской беседой. Каждый в своей пропорции. Среди почетных гостей были замечены Мария Арбатова, Лариса Голубкина, Александр Журбин (который, кстати, не очень уважает светские рауты), выдающаяся художница-семидесятница Татьяна Назаренко, художественный руководитель ГЦСИ Леонид Бажанов.