Портретное сходство с великим русским предком неочевидно, но уловимо.
Фото Алексея Калужских (НГ-фото)
18 и 19 апреля в «Клубе Игоря Бутмана» прошли концерты известного французского джазового гитариста Фредерика Белинского. Перед концертами Фредерик рассказал «Независимой газете» о своем великом предке Виссарионе Белинском, «славянском свинге» и Борисе Березовском.
– Фредерик, в вашей биографии написано, что вы – потомок «пламенного» Виссариона Белинского. Кем вы ему приходитесь?
– Я знаю, что это родство со стороны моего деда. Я не могу точно сказать, где я нахожусь на этой генеалогической лестнице, мой дед умер, когда я был совсем маленьким, а отец сохранил минимум информации об этом. Дед, кстати, первым из нашей семьи эмигрировал из России.
– Когда это произошло?
– В 1917 году мой дед уехал вместе со своим братом, остальные братья и сестры остались в России. Дед был белым офицером, он был за царя и не принял революцию. Как и я! У меня голубая кровь, правда! (Смеется.) Я убежденный монархист.
– Как потомок великого русского критика относится к русской культуре?
– Русскую культуру я впитал, когда был еще совсем молодым: я работал с цыганскими певицами в русских кабаре в Париже и общался с большим количеством музыкантов, выходцев из России. Мне безумно нравились русский фольклор и классическая русская музыка. Равно как и сейчас.
– Какие произведения русской литературы вы любите?
– «Игрок» Достоевского. Я еще очень люблю его «Братьев Карамазовых».
– Скажите, это ваша любовь к русской культуре побудила создать стиль, который вы определяете как «славянский свинг»?
– Конечно. Мне нравится скрещивать русскую музыкальную традицию с джазовыми формами, интонациями и приемами. Однако я не играю исключительно «славянский свинг».
– Когда вы впервые приехали с концертами в Россию?
– Первый раз я здесь оказался три года назад, меня пригласили принять участие в концерте, посвященном Джанго Рейнхардту, в Доме музыки в Москве. Позже я там же играл сольный концерт.
– Фредерик, вы играли перед многими правителями. Например, выступали перед Михаилом Горбачевым, королем Марокко Мухаммедом VI. Кто из них произвел на вас наибольшее впечатление?
– На самом деле, мне кажется, что все люди в мире похожи. Никто из сильных мира сего меня особо не впечатлил. Кроме, пожалуй, Бориса Березовского. В феврале меня пригласили играть для него. Не буду говорить, где, сейчас это животрепещущий вопрос для России. (Смеется.) Это единственный персонаж международной политики, который меня действительно впечатлил.
– Я знаю, вы восхищаетесь выдающимся бельгийским гитаристом Джанго Рейнхардтом. На кого еще в музыке вы ориентируетесь?
– Это гитарист Уэс Монтгомери, Чарли Паркер, Бах, Моцарт, Рахманинов, Алла Пугачева┘ (Смеется.) Да-да! Я обожаю песню «Миллион алых роз», я даже сделал ее переложение для гитары. Кстати, мне очень нравится ваш Розенбаум. Он очень музыкален.
– А кого из русских джазовых музыкантов вы знаете?
– Недавно я играл на одном концерте вместе с гитаристом Алексеем Кузнецовым. Этот музыкант действительно заслуживает уважения, насколько я понял, он один из тех, кто стал основоположником гитарного джаза в СССР. А еще мне нравится Игорь Бутман. Я видел его клип Nostalgia – очень здорово, сделано с большим вкусом.
– Обычно у иностранцев Россия ассоциируется с водкой, борщом, медведями, балалайками и т.д. С чем она ассоциируется у вас?
– Поскольку я вырос на русских традициях, у меня не может быть впечатления, как у обычного иностранца. Может быть, это звучит парадоксально, но Россия у меня ассоциируется со┘ свободой. Конечно, я не живу здесь, однако мне кажется, что в России люди намного более свободные и раскрепощенные, чем во Франции. Там все наоборот: людей уверяют, что они свободны, однако это не совсем так.
– Во Франции скоро пройдут выборы президента. Фредерик, за кого вы будете голосовать?
– За Лепена! (Смеется.) Нет, конечно же, я буду голосовать за Николя Саркози. Потому что он как Николай Второй. Он не за социализм. Я, конечно, не против социальной политики, однако считаю, что во Франции переборщили с этим.