0
3422
Газета Антракт Интернет-версия

30.03.2007 00:00:00

Актер обязуется┘

Тэги: проскурин, станиславский, театр ермоловой


проскурин, станиславский, театр ермоловой Виктор Проскурин. Лукавый, едкий, ироничный.
Фото Сергея Приходько (НГ-фото)

В феврале 2007 года народному артисту России Виктору Проскурину исполнилось 55 лет. Он много играл в кино. Был актером «Ленкома» и Театра имени Ермоловой, но в результате предпочел путь свободного художника.

– Вам недавно исполнилось 55 лет. Есть ощущение, что вы добились чего-то существенного?

– (Перебивает.) У меня не было программы, которую я бы хотел выполнить. Разве что я хотел поступить в театральный институт – и поступил.

– Быть актером – это было ваше единственное желание?

– Наверное┘

– Вы можете сказать: «я стал хорошим актером» или «я не состоялся как актер»?

– А кто определяет уровень? «Иванов, вы хотите быть таким же режиссером, как Станиславский, или таким, как Немирович-Данченко?» Может быть, лучше стать как Михаил Чехов? Кто из них троих хороший режиссер, кто гениальный, а кто плохой? Четких критериев здесь нет.

– С какими вопросами или просьбами к вам обращаются чаще всего?

– «Расскажите какой-нибудь очень интересный случай из вашей жизни». Спрашиваю: «А зачем?» Мне говорят: «Ну просто расскажите, и все. Один. Cамый интересный». Я всегда с трудом сдерживаюсь, чтобы не ответить: «Вы всерьез думаете, что у меня был только один интересный случай в жизни?»

Вы никогда не задумывались, что существует клише вопросов и клише ответов? Точно так же в обществе существует набор приспособлений к условиям жизни. И как только клише, или приспособления, начинают все время использоваться, они приобретают определенный ритм. Ритм начинает побеждать. И если вы вдруг «си-бемоль» возьмете вместо «до-диез» – пусть даже ради сиюминутного удовольствия, – вы почувствуете неловкость перед окружающими. И знаете почему? Нет, не потому, что вы идете на поводу у большинства. Все куда хуже: потому что вы идете на поводу у своей серости.

– В детстве мы, как правило, «до-диез» предпочитаем «си-бемоль»┘ А вы ностальгируете по детству?

– Ну (усмехается) все мы «бегаем» по воспоминаниям. Хочется найти и вернуть что-то пропущенное. Почему старые люди читают детские книжки? В детстве их не успели прочитать. Человек виртуально возвращает себя к прошлому. И проходит те места, в которых еще не был. Как-то не успел┘

– Я знаю многих людей, которые не в состоянии перечитывать одни и те же книжки, возвращаться второй раз в одни и те же места, даже ради того, чтобы увидеть то, что в свое время, возможно, не увидели┘

– Знаете, к какому выводу я пришел? Если человек не читает что-то или не хочет возвращаться куда-то, даже если забыл там ценные вещи, главное – не объясняться ни с кем по этому поводу. Потому что как только человек выносит свою проблему на всеобщее обсуждение – сначала на него наваливается толпа. А потом армия. Сдержать такой напор невозможно. Так что лучше свои проблемы не выносить на публику, даже если эта публика состоит из двух приятелей┘

– Неужели жизнь настолько разочаровала вас?

– Не настолько, чтобы взять последний патрон. Последний патрон надо брать только по внутреннему убеждению. Но не в связи с разочарованиями в работе, любви┘ «В моей смерти прошу винить Клаву К.». Смешно┘

– Задам вопрос иначе: как часто жизнь вас обламывала?

– Если поковыряться в жизни каждого человека, то любого из нас хоть раз, но по-крупному обламывало. Человек рождается для того, чтобы ломаться, ремонтироваться и дальше двигаться.

– Вы ироничный человек?

– Откуда я знаю? А что такое ирония? Что такое самоирония? Когда говорят «он такой самоироничный», про себя думают: значит, умный, значит, не дурак. Так трактуется склонность к иронии? Предлагаю задать мне другой вопрос: «За что вы себя любите?»

– Я задам другой. Вы встречали много людей, которые себя действительно любят?

– В Библии сказано: «Возлюби ближнего, как себя самого». Сначала себя. А потом уже будешь раздавать любовь другим. Только когда поймешь, за что себя любишь, тогда и ближнего сможешь любить. Не так? Ну ладно, пусть это будет правдой процентов на двадцать┘

– Судя по вашим ответам, вы независимый человек. В какой момент вы почувствовали внутреннюю свободу?

– Вам точную дату назвать? (Отрывает газету и мнет.) Года три как я стал немного другим. Свободным? Можно и так сказать. Но человек все равно себя корректирует. Всегда. Нет абсолютной свободы. Просто я в последние годы пришел к выводу, что много времени уходит на всевозможные объяснения: «Да вы не подумайте, я не такой, не сякой. Я не то хотел сказать и не это┘» Какой смысл во всех этих объяснениях? Если кто-то говорит, что меня боится, значит, ему нравится меня бояться. Если я сто раз скажу «не злой я» – что изменится? Ничего! Мы все придумали себе замечательное занятие – упражнение в христианской заботливости. Любим расшифровывать краски в разговоре с собеседником, его интонации. Будьте проще. Не надо ничего обсуждать, доказывать, объяснять и таким образом упражняться во внимании к собеседнику.

Это особенно глупо в стране, где все живут по договору «Мосфильма». Там шестнадцать пунктов. «Актер обязуется, актер обязуется, актер обязуется┘» И шестнадцатый пункт: «Актер не имеет права».

– Вам нравится жить в такой стране?

– Нравится. Я пожил при всевозможных властях. И каждый раз был чем-то недоволен: то пионерской организацией, то партией «Яблоко». Но понял со временем, что все мы растем и находим в любом «нет» пространство для жизни, иначе бы человечество давно вымерло.

Каждый человек выбирает свою партию игры. Вы играете в журналиста и должны получить от этого удовольствие. А значит, вам надо уметь разнообразить принципы игры.

– Вы уверены, что все играют?

– Конечно. Собачки и кошечки играют, и люди играют. Зоны игры у всех разные. Некоторые играют в политику, некоторые в камасутру┘ Главное, не заигрываться (смеется), а то однажды проснешься – и выяснится, что играл-то ты совсем в другую игру.

– Почему вы ушли из театра?

– Потому что стал все чаще задавать себе вопрос: а зачем нужно играть всякую дрянь? Современный театр – давно не театр. Сегодня любой может выйти на сцену и ходить по пространству в заданной режиссером схеме. Сегодня вообще не говорят об органике – ее попросту не существует! Есть картинки. Люди смотрят картинки. Но изображение и театр – разные вещи. И хороший актер сегодня уже не нужен. Нужен натурщик. Современный театр, да и кино – это история в картинках. Сюжетов нет. Есть схемы. Скудное искусство. Мне стало скучно. Знаете, как проходят репетиции? Собирается коллектив. Начинают репетировать. И постепенно режиссер сталкивается с тем, что один актер настолько выбивается из общей ситуации, что возникает вопрос: остальных подтянуть до уровня этого человека или его убрать? Первое намного сложнее. И выбор делается в пользу того, что проще, – заменить того, кто выделяется, тем, кто не выделяется. Есть замечательные строчки: «Я безрадостный слышу мотив, у меня облегчения нет, ибо серость, сольясь в коллектив, обретает коричневый цвет». И что в этих условиях делать? Бороться? С кем и как? Коллектив спросит: «Вам жить надоело или жить не на что?» (Смеется.)

Знаете, в чем проблема шестидесятников? Они писали-писали в стол, а потом им сказали: «Открывайте столы». И выяснилось, что достать оттуда нечего, кроме пары уже прочитанных всеми рукописных произведений. А дальше – все. Когда они писали в неволе и написали пять страниц – они жили в атмосфере особенной, они ею питались┘ Потом наступила свобода – пиши что хочешь! Но ощущения изменились, и новые чувства не позволяют дописать те пять страниц┘ Начинается фальшь, вранье! Я в свое время наигрался, судьба была ко мне благосклонна. Но ситуация изменилась, и вместо сахара я стал выступать в роли сахарозаменителя. Зачем мне это?

– У вас просто чеховский взгляд на мир: мог бы стать Достоевским, а пришлось остаться всего лишь дядей Ваней┘

– Это во мне не чеховское. Это чисто российское. Российский народ хочет и ищет трагедии. Не Шекспир их ищет. Шекспир писал комедии. А русский любит трагедии: «Никто не заболел? Никто не умер? Что тут происходит? Похороны? Отлично!» Идет похоронная процессия. Народ спрашивает друг у друга: «Хоронят-то кого?» Из толпы несется: «Петрова». – «А сколько лет-то ему?» – «Семьдесят девять». И тут русский человек расслабляется, слезы мгновенно высыхают, и не то чтобы скорбь – интерес исчезает: «А, уж пожил┘ Черт с ним. Не буду тратиться».

– Замечательно рассказываете. Книгу писать не пробовали?

– Многие актеры сегодня любят говорить в своих интервью: «Вот пишу книгу». Их спрашивают: «Какую?» – «Да второй том. Работаю над заглавием!» Это значит, что большая часть работы сделана. То есть заглавие первого тома уже готово. (Смеется.)

– Уходите от ответа┘

– Я вообще не люблю четких определений. Любое определение – это на сорок процентов уничтожение определяемого предмета. Как только говоришь, за что тебе нравится нечто, почему нравится и как оно сделано, – сразу снижаешь его достоинство.

– Как вы относитесь к конфликтам в творческой среде?

– Конфликт должен быть. Без него нет жизни. И это правильно. Как ни странно, поругаться лучше, чем согласиться и мирно, но ни с чем разойтись. Люди предпочитают думать параллельно. Это удобно. Трудно, когда все думают по-разному, когда остаются вопросы┘

– Вам нужен собеседник?

– Лично мне уже нет. Но бывают истории в жизни и работе, которые тебя мучают, держат в напряжении. И от них, как от опасного свидетеля, надо избавиться. Рассказывая кому-то такую историю, человек освобождается┘ Нельзя, чтобы все внутри тебя было забито. Необходимо выговариваться. Но я давно этого не делаю. Даже на исповеди. Боюсь, что нагружу священника излишней болью. И он должен эту мою тяжесть в себе носить? Лучше выговариваться перед самим собой┘

– А как актеру вам нужен собеседник, зритель?

– Конечно! Но нужно почувствовать и понять, когда ты несешь зрителю чистый свежий вздох, а когда это просто дежурное дыхание. И тогда надо остановиться.


В образе пограничника.
Кадр из фильма «Выйти замуж за капитана»

Дельцы.
Кадр из фильма «Жестокий романс»

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1387
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3279
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2365
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1897

Другие новости