«Жертва собственной увлеченности» Гидон Кремер.
Фото Фреда Гринберга (НГ-фото)
25.03. Гидон Кремер (скрипка) и Олег Майзенберг (фортепиано). Большой зал Московской консерватории.
Скрипач Гидон Кремер живет в самолете – между небом и землей, потому что много гастролирует; разговаривает на пяти языках; у него два десятка детей – ведь музыканты камерного оркестра «Кремерата Балтика» называют его папой; имеет множество титулов и наград, а также свой собственный фестиваль в Локенхаусе и должность Посла доброй воли ООН. А сейчас он еще и юбиляр: в конце февраля Кремеру исполнилось шестьдесят лет.
Его приезд – всегда большое событие для российских слушателей. Кремер уезжал из Советского Союза в восьмидесятых с выучкой скрипичной школы Ойстраха, лауреатским званием конкурса Чайковского, оставляя здесь друзей, а также постоянные обвинения в репертуарном выборе. Надо сказать, что уже тогда прибалтийский швед не вписывался в ряд благонадежных исполнителей.
Заставить Кремера подчиниться чьему-либо вкусу и пожеланиям против своей воли – такое здесь не срабатывало. Он играл премьеры, постоянно разыскивал новые сочинения, не вписывался своими потребностями в систему. Потому и уехал, чтобы вакуум в творчестве заменить на воздух.
Есть правильное выражение, что «имя композитору делают исполнители». Кремер как раз из тех артистов, благодаря которому музыка многих замечательных современных композиторов начала жить и звучать, оговоримся только, что изначально – в большей степени на Западе, к сожалению. У нас этот выдающийся скрипач сделал немало для популяризации музыки Астора Пьяццолы – одного из своих любимейших композиторов, которому он даже посвятил обработку танго «Утомленные солнцем». Как всегда, Гидон Кремер отличен в выборе произведений, и от этого ажиотаж вокруг его предстоящих выступлений рождается задолго до начала концерта – стоит только желающему взглянуть на афишу.
В Большом зале консерватории с пианистом Олегом Майзенбергом он представит камерную программу. Кремер и Майзенберг дружат давно, со студенческих лет, а дуэтом впервые ездили в 1971 году по городам СССР, затем оба уехали на запад. Если за границей они уже не раз выступали вместе, то в России мы услышим их тандем впервые. На двоих они представят Фантазию Шуберта до мажор и сюиту Энеску «Впечатления детства», а сольно Кремер исполнит скрипичную сонату Бартока соль-минор. Еще несколько лет назад о Кремере можно было сказать, что он вел музыкальную политику «скрипка и +», учитывая постоянные изыски в репертуаре, где его инструмент служил объединяющим началом для всевозможных экспериментов. Но после выпуска сольного диска со скрипичными произведениями Баха, да и судя по предлагаемому репертуару, Кремер увлечен новой для себя тенденцией - теперь его интересует скрипичный, беспримесный репертуар. Ну что ж, он и сам себя называет «жертва собственной увлеченности».