27.03.–01.04. X фестиваль N.I.C.E. «Новое кино Италии». Кинотеатр «35 мм».
Культурная ассоциация «N.I.C.E. New Italian Cinema Events» («Новое кино Италии») была основана в 1991 году, чтобы представлять новое итальянское кино за рубежом через культурные обмены и фестивали. Что важно, на фестивалях N.I.C.E. у зрителей всегда есть возможность не только посмотреть, что наснимали молодые Бертолуччи и Антониони, но и пообщаться с авторами фильмов и организаторами программ. Если в 1991 году, когда первые показы N.I.C.E. в США сорвались из-за отсутствия публики, то через три года желающие посмотреть уже не вмещались в кинозалы Марокко, Израиля, Голландии, Франции, а в тех же США некоторые фильмы закупались для проката. Кроме того, зрители в Нью-Йорке и Сан-Франциско голосованием выбирают победителей. В России пока этот обычай не прижился. Зато дискуссии и обсуждения после просмотра фильмов – это уж точно наш конек, тем более что здесь в них принимают участие члены Общества друзей Музея кино, который взял на себя проведение фестиваля в Москве.
В этом году это уже юбилейный, десятый показ. После того, как музей не сумел отстоять свое место в Киноцентре, в последнее время он, по выражению его директора Наума Клеймана, «бомжует». И если в прошлом году фестивальный показ транслировался то в Гнездиковском переулке, то в маленьком для такого мероприятия «Салюте», то в этот раз пристанище дал кинотеатр «35 мм». Правда, по словам того же Клеймана, если люди, ходившие на подобные мероприятия в старый Музей кино на «Краснопресненской» по билетам ценой 50–70 рублей, могли смотреть весь репертуар тех же знаменитых «музейных» ретроспектив, то порядок билетов в «35 мм», естественно, совсем другой, и смогут ли киноманы посмотреть все фильмы фестиваля и оценить их в едином контексте – вопрос. Хотя количество фильмов – небольшое: ведущие кинематографисты Италии – Бернардо Бертолуччи, Этторе Скола, Роберто Бениньи и многие другие, вошедшие в оргкомитет, ежегодно предлагают вниманию публики семь лучших фильмов двух последних лет, при условии что это дебютная картина или второй фильм начинающего режиссера. Наум Клейман уверен, что эти фильмы не только продолжают традиции великих итальянских неореалистов, но и «причастны к живой ветви гуманизма».
Программа фестиваля действительно выглядит живо и пестро. Есть социальная драма «И возвращается ветер на круги своя» на старинном провансальском языке от Джорджо Диритти, в которой жители горной деревушки в штыки принимают французского пастуха, решившего поселиться в их краях вместе с семьей: история о горьких последствиях людской нетерпимости разворачивается на фоне потрясающих горных пейзажей. Фильм уже оценила американская независимая критика. Мелодраматичен и сюжет картины Джан Паоло Куньо «Сальваторе – это и есть жизнь»: это история о трогательной дружбе сицилийского мальчика Сальваторе, недавно потерявшего родителей, и приехавшего из Северной Италии учителя в исполнении Джанкарло Джаннини, заметно постаревшего со времен «Невинного» Висконти и «Лили Марлен» Фасбиндера. Другую кинозвезду, Омара Шарифа, можно увидеть в картине режиссера Ламберто Ламбертини, переведенной в нашем прокате как «Огонь в моем сердце»: время и место действия – Неаполь 1815 года, краткое правление наполеоновского наместника Мюрата и его трагический конец. На фоне с размахом воссозданной эпохи, с использованием натюрмортов и портретов в духе Энгра и Жерара, разворачивается история молодого дворянина-идеалиста Эуджинио, влюбленного в крестьянку.
Также в программе: курьезная история молодого режиссера Джованни Ла Парола «┘А если завтра» про погрязшего в долгах сицилийского бизнесмена, решившего ограбить разоривший его банк и раздать все деньги. Цыганский колорит, любовь и бедность найдут место в ленте Карло Лульо «Под той же луной». Своим комедийным даром поделится со зрителями молодой режиссерский тандем Паоло Дженовезе и Лука Миньеро в фильме «На автоответчике нет сообщений» про пенсионера, решившего отыскать безвестного трудягу, благодаря которому он теперь получает свою пенсию. Франческо Амато снял эксцентрическую молодежную комедию «Ну что я здесь делаю!» о каникулах старшеклассника Алессио, который, вместо того чтобы заниматься в школе из-за несданных экзаменов, сбегает из дома, попадает в кучу передряг и становится официантом в ресторанчике на захудалом южном пляже, пока его друзья без него колесят по Европе по льготному железнодорожному билету. Фильм получил в США «Премию N.I.C.E. от города Флоренции», традиционно присуждаемую по результатам голосования зрителей.
Гвоздем фестивальной программы станет отреставрированная копия «Приключения» Микеланджело Антониони 1960 года. Так что сравнить будет с чем, а заодно и выяснить, так же ли прозрачен, легок и ясен киноязык молодых итальянских режиссеров.
Добавим, что нынешний юбилейный фестиваль N.I.C.E. будет дублироваться в Санкт-Петербурге и Перми.