16.03–02.04. Выставка «Мастера┘ Сила воли и воображения». Залы Московского музея современного искусства на Петровке.
22.03–14.04. Выставка «Мыслящий реализм». Государственная Третьяковская галерея.
В рамках II Московской биеннале современного искусства Московский музей современного искусства открывает спецпроект под пышным названием «Мастера┘ Сила воли и воображения». Из коллекции London Contemporary Art и его московского филиала для выставки отобраны работы Юрия Купера, Дмитрия Плавинского, Рустама Хамдамова и Мерсада Бербера.
Объединяет эту четверку художников не только то, что все они практически одногодки (Купер и Бербер 1940 года рождения, Плавинский ≈ 1937-го, Хамдамов ≈ 1944-го), но и то, что все они вдоволь поскитались по миру в поисках признания.
Купер, родившийся в Москве и ныне перебравшийся в Нормандию, вернулся в родной город в качестве автора декораций для постановки «Бориса Годунова» в Большом театре. Эстетский кинорежиссер Хамдамов увлекся живописью в Париже. Москвич Плавинский, известный в 1950–1960-е годы как нон-конформист, 14 лет плодотворно работал в Нью-Йорке. Бербер, уроженец боснийского городка Петровак, получив академическое образование в Люблянах и Сараево, ныне живет в Загребе.
Художники не похожи друг на друга ни по манере письма, ни по темпераменту, да и живут, наконец, в разных городах, но на выставке представлены как некий ансамбль, где голоса каждого из участников дополняют друг друга.
Сюжеты и детали, зорко подмеченные в реальной жизни, у них превращаются почти в символы ≈ будь это воздушные старомодные барышни Хамдамова, после фильма «Нечаянные радости» ставшие визитной карточкой его визуальных образов, или же лаконичные работы Купера, которые безошибочно узнаются по характерному серому цвету и мерцающему свечению, словно это свет тусклой лампочки в коммунальной квартире, где художник провел свое детство.
Замечено, что сегодня художник не может творить просто так, обязательно нужен повод, а лучше концепт. Проект Екатерины Деготь «Мыслящий реализм», стартующий 22 марта в рамках все той же биеннале, по-своему, но также посвящен некому полю, где сходятся вместе творческие потенции разных художников.
Сам проект задуман как осмысление эпохи русской живописи поколением современных художников и как диалог между ними. Пространство Третьяковки выбрано не случайно: по замыслу куратора в постоянную экспозицию будет вкраплено около 20 работ художников сегодняшнего дня (фотография, графика, видео, эскизы инсталляций, литературные проекты), которым отведена роль современного комментария к конкретным произведениям как в эстетическом, так и в социальном контексте.
По мнению самой Екатерины Деготь, современное русское искусство заново решает те задачи, которые были поставлены еще 150 лет назад. Сложилась странная ситуация: то, что сейчас творчество передвижников и вообще русский реализм XIX века воспринимается обывателем как скучная классика, картинка из букваря, для обывателей того времени было не чем иным, как актуальным искусством, формой саморефлексии и критикой искусства (в частности, станковой живописи времен академизма).
Современные же «передвижники», которые станут участниками проекта, в каком-то смысле уже классики своего дела: Илья Кабаков, Эрик Булатов, Юрий Альберт, Сергей Братков, Гор Чахал, Анатолий Осмоловский, Дмитрий Пригов, Павел Пепперштейн и многие другие. Для массового зрителя весь месяц будут проводиться экскурсии «Русский реализм глазами сегодняшнего дня».