Поло – игра скорости и напряжения.
Фото Арсения Несходимова (НГ-фото)
Снег под копытами – сизая дымка. Взвихренные клубы серебристой пыли. Комочек морозного пара от морды лошади и – если расфокусировать взгляд – едва различимые голубые искры микроскопических крошек льда. Они осыпают колкими брызгами разгоряченного седока, когда тот прижимается к напряженной замшевой шее поло-пони.
Удар – и мяч летит куда-то в серую паутинную кромку подмосковного леса, просвечивающую ослепительным солнцем погожего дня. Свист рассекаемого длинной клюшкой прозрачного предвесеннего воздуха.
Горячий дым от жаровен с шашлыками, шкварчание блинных сковородок, блеск густеющего на морозе гречишного меда и уютный рокот закипающих больших самоваров. Парад драгоценных шуб, показ причудливых унт и шапок. Демонстрация изысканных компромиссов в вечной борьбе за тепло.
И это все, что остается наблюдать тем, кто ничего не понимает в поло.
Тех, кто в поло хоть что-то смыслит, захватывает игра.
Но на самом деле их не так уж и много. От силы человек тридцать. Причем это если суммировать членов и Московского, и Русского поло-клубов. Так утверждает заядлый игрок в поло двадцатитрехлетний Алексей Родзянко – праправнук председателя последней предреволюционной Думы Михаила Родзянко.
В минувшие выходные Алексей в числе прочих истинных любителей поло выступал в подмосковной «Отраде» на Rolex Snow Polo Cup 2007.
Алеша Родзянко (именно так называл его англоязычный комментатор турнира) был довольно успешен – именно он забил самый первый гол на этой встрече и уехал с бронзовым кубком, завоеванным его командой в честном бою с другими командами.
Еще один молодой отпрыск знаменитой династии Михаил Родзянко, ему 19, сейчас обучается бизнесу в США и подает большие надежды как спортсмен, не исключено, что своей стезей он выберет именно поло.
Его, правда, на этот раз в Москве не было.
Зато присутствовал отец Михаила и Алеши – идеолог и создатель Московского поло-клуба Алексис Родзянко.
Он выходил на поле сражаться с перуанским бизнесменом Виктором Уако, создавшим в свое время Русский поло-клуб.
Имена Родзянко и Уако хорошо известны каждому российскому человеку, которого статус обязывает быть причастным к поло. Уинстон Черчилль, а ему можно верить, называл этот вид спорта «единственным пропуском в большой мир». Так вот за право быть главным по «выдаче пропусков» Алексис Родзянко и Виктор Уако долго боролись.
Победил здравый смысл и общее благо.
Не прошло и четырех лет, как мечта пионеров движения поло превратить именно зимнее поло в новый национальный вид спорта в России почти сбылась.
По красоте и накалу страстей то, что происходило в «Отраде», едва ли уступало традиционным состязаниям в Сент-Морице в Швейцарии. (Первый поло-турнир на снегу был организован там в 1985 году.)
Игра царей и махараджей (увлечение сколь статусное, столь и дорогое) вновь вернулась в Россию четыре года назад, возродив биографию, начатую во времена императора Александра III, но, увы, прерванную революцией.
Сейчас календарь зимних поло-турниров включает соревнования в Сент-Морице (Швейцария), Аспене (США), в Межеве (Франция), в Китцбюэле (Австрия), в Кортине (Италия).
С 2004 года они проходят и в Москве. В этом году московский турнир закрыл календарь зимних поло-турниров мира.
О философии и практике поло корреспонденту «НГ» удалось побеседовать с активным участником Алешей Родзянко.
– Алексей, когда вы увлеклись поло?
– Три года назад. Многие мои друзья занимаются разными видами конного спорта. Я тоже в седле не впервые, частенько ездил в Британии охотиться на лисиц, много катался верхом в разных странах, ездил даже по горам, но поло увлекся серьезно. Мне хотелось напряжения, а это, пожалуй, единственный вид конного спорта, который сочетает и скорость, и напряжение. По накалу страстей он может быть сравним только с автомобильными гонками.
Поло-пони быстрые, сильные, но в то же время очень послушные и управляемые. На них легко ездить, даже если вообще не имеешь опыта верховой езды.
– Вы успешный поло-игрок?
– Я средний, можно сказать, начинающий, потому что у меня гандикап 0. Люди начинают с гандикапа минус два. Я назвал бы себя любителем.
– Если человек решил заниматься поло, с чего начинать? Покупать лошадь?
– Вовсе не обязательно, достаточно заплатить что-то около ста долларов за один урок с тренером в клубе. Это средняя цена по всему миру, во всех странах, где есть поло-клубы. В Москве тренеры из Аргентины (Аргентина – родина поло. – «НГ»), и, как правило, тренер знает, что делает. Один час – 100 долларов. Я начинал учиться в Англии, там урок стоит 50–60 фунтов. И шлем, и клюшка, и мячики, и лошадь включены в стоимость.
– Есть секреты поло?
– Секретов нет. Нужна просто работа, тренировки, знание технических правил, понимание, чего нельзя делать, а что можно.
– Будет ли поло популярно в России так же, как другие виды конного спорта?
– Думаю, да. Мы начинали три года назад. Не было ничего. Сегодня уже только в Москве четыре поля.
Мы (игроки, члены клубов. – «НГ») сейчас активно вкладываем деньги в инфраструктуру. У поло есть будущее. Хоть нас совсем и немного.