0
1130
Газета Антракт Интернет-версия

02.03.2007 00:00:00

Без цинизма и гламура

Тэги: лимонов, розанов, гибсон, велединский


лимонов, розанов, гибсон, велединский

Александр Велединский родом из Нижнего Новгорода. По первому образованию он инженер-электрик, был связан с судостроением, часто ездил в командировки по всей стране. До сих пор черпает материал из тех поездок. В 1995 году окончил Высшие режиссерские курсы, было ему тогда 36 лет. Широкую известность получил как соавтор телесценариев «Дальнобойщики», «Бригада», «Закон». В 2004 году уже как режиссер снял фильм «Русское» по Эдуарду Лимонову. Вышедшая на экраны в прошлом году картина «Живой» была отмечена премией кинокритиков «Белый слон» – за лучший сценарий.

– Александр, кто-то из журналистов назвал вас сентиментальным великаном. Вы согласны с таким определением?

– (Смеется.) Сентиментальные люди очень опасны. Вспомните любой советский фильм о войне – там каждый кровожадный фашист обязательно хранил в кармане фото своих детишек, мамы и жены. Смахивая слезу, он украдкой любовался на них, а параллельно – убивал┘

– Так вы жестокий человек?

– Я не жестокий, но я – очень жесткий. Хотя (машет рукой) когда смотрю фильм «Зеркало» или «Мой друг Иван Лапшин» – у меня ком в горле стоит. Сентиментальность это? Наверное. Когда смотрел репортаж из Беслана – меня будто раздирало изнутри. Сентиментальность это? Не знаю.

– Почему ваш последний фильм называется «Живой»?

– Сначала картина называлась «Какими вы не будете». Но мы почувствовали, что слишком много вызова в таком названии, много непреднамеренного высокомерия и неуважения по отношению к зрителю. Пришлось серьезно задуматься.

В итоге родилось название «Живой». Оно созвучно названию пьесы Виктора Розова «Вечно живые». Сегодня, к сожалению, много ходячих мертвых и мало по-настоящему живых людей.

– Насколько я понимаю из первоначального названия фильма – вы пессимистически оцениваете наше будущее. То есть процент «живых» скоро будет сведен к нулю?

– Если бы не было надежды на благоприятный исход в будущем – зачем снимать этот фильм? Чтобы выжить в нашем обществе, надо многим пожертвовать. Например, цинизмом, гламурной жизнью и так далее┘ Я говорю о духовном выживании. «Живой» – это сильный духом; это человек, который готов на жертву своего тела, но не духа.

Меня в свое время потрясла история о Евгении Родионове. Это было одиннадцать лет назад. Его три месяца пытали боевики. Требовали, чтобы он снял православный крест и принял мусульманство. Он не снял, и его казнили. Этот человек для меня совершенно живой.

– Не слишком ли много религиозного пафоса в вашем фильме?

– Как это подавать и как к этому относиться. Кто что хочет, то и увидит. Для меня – это не пафосно. Это загадка и тайна – откуда у людей берутся силы на то, чтобы остаться по-настоящему живыми? В любой ситуации.

Бог в каждого из нас вложил частичку себя. И эта частичка называется совестью. Сегодня это не очень модное слово, не очень модное понятие. Всерьез об этом стало стыдно говорить. А мы в фильме говорим – это очень серьезно и важно. Тот, кто об этом забыл, – мертвый. Кто помнит – живой. Задача, которую я ставил перед собой лично, приступая к съемкам фильма, – раскопать внутри каждого, кто увидит картину, частичку Бога. Разбудить спящую совесть.

Меня постоянно спрашивают: как вы решились на съемки фильма о чеченской войне, ведь власть не жалует эту тему? Но я снимал не о войне. «Живой» – это фильм о грехе и покаянии. А война – лишь отправная точка, экстремальные условия, в которые мы ставим нашего героя.

Покаяние – это очень важно. Напомню одну сюжетную линию нашей картины. Сергей (Кир), молодой парень-контрактник, приходит с войны. Идет получать кровные деньги. Но некий начфин берет с каждого солдата, который приходит к нему за зарплатой, по десять тысяч. Хочешь деньги сейчас – дай взятку. Не дашь – получишь через год, два или вообще не получишь. И Сергей соглашается. А потом покупает дорогую шашку и ею закалывает начфина. Парня начинает мучить совесть. Он множество раз убивал на войне. Но война есть война. А здесь, на мирной земле, убивать – даже самого последнего мерзавца – грешно. И Сергей из прутиков, жвачки и визитки начфина сооружает самодельный крестик и втыкает его в холмик рядом с могилами своих друзей. Это очень детский поступок, но детские поступки – очень искрение. Потому что дети – это живые. Дети менее грешны, чем мы, взрослые. И его поступок – искренний, хотя нелепый. А покаяние, как известно, только искренние принимают┘

– Я знаю, у вас есть сын. Вы бы позволили сыну идти в армию или постарались уберечь его от этого?

– Мой сын учится на юриста. Не знаю, как сложится его жизнь, но я желаю ему добра. Он взрослый человек, ему 21 год, и он сам будет выбирать свой путь. Мы недавно говорили с ним на эту тему. Я спросил: «Если ты пойдешь по военной линии, тебя же могут и в Чечню отправить?» Он ответил: «Ну, значит, такая судьба». И я не вправе сажать его на цепь, чтобы он был сыт, доволен и не на войне. Мне в этом смысле гораздо больше жалко не себя, а его мать.

Мне совсем не симпатично, что власть официально не признает войну в Чечне, пытается спрятать то, что там происходит, под словом «конфликт». 11 декабря была годовщина ввода войск в Чечню. И Сергей Говорухин, режиссер, председатель Фонда ветеранов и инвалидов вооруженных конфликтов «Рокада», пригласил меня на годовщину. Собрались ветераны чеченской войны. Когда все сели, я увидел, что целый ряд пустует. Это места, выделенные специально для тех, кто погиб в 2006 году. Понятно, что таких пустых рядов не счесть, и это был некий символический поклон погибшим. И напоминанием о том, что ребята гибнут не в туристических поездках.

– Что самое страшное сегодня для двадцатилетних ребят помимо того, что они могут погибнуть в военных конфликтах?

– Цинизм. Отсутствие каких-либо духовных ориентиров в жизни. Я говорю банальные вещи. Но что делать, если именно они превращают живых в мертвых.

– Ну а как вы относитесь к банальностям?

– Замечательно отношусь. Заповедей десять, и все сюжеты в мировой культуре так или иначе связаны с ними. А значит, все уже снято, все написано, все проговорено. Но... ничего так и не понято. Нам в наследство осталось лишь повторять ставшие банальными вещи.

– Может быть, прочтете самое банальное стихотворение?

– «Я вас любил: любовь еще, быть может┘» (Смеется.)

– Почему именно Пушкин и именно эти строки?

– Другого варианта нет. Любовь – это очень банально. Но всегда для каждого человека – очень ново. Человек переживает свою любовь как откровение, а в глобальном масштабе все очень банально.

– Чем так плох гламур? Почему его все так боятся?

– Потому что гламур «забивает» своей внешней красивостью искренность. Быть искренним больно. И быть совестливым больно, даже опасно. Боль свидетельствует о том, что человек жив. Но многие не хотят болеть (смеется). Зато как приятно сидеть в кафе, курить травку или просто пить кофе. Так приятно развлекаться и не думать, что где-то гибнут люди.

– Возможно, вы слишком категоричны? Почему кому-то должно быть стыдно за то, что он, сидя в ночном клубе, пьет кофе или что-то другое? Мы с вами тоже сидим в кафе, вы даже кофе пьете. Скажите честно, вам в данный момент – стыдно?

– Стыдно. Я 13 лет живу в Москве и снимаю квартиру. У меня нет машины. У меня один пиджак. Я не роскошествую. И мне все равно стыдно. Мой отец воевал. Поколение моих друзей прошло Афганистан. Поколение моих детей и частично мое – прошло Чечню. А я – нет. И «Живой» – это мое покаяние перед теми, кто был на войне и кто сейчас там.

– Как относитесь к фильму Мэла Гибсона «Страсти Христовы»?

– Это одна из моих любимых картин.

– А не смутил чрезмерный натурализм?

– Я его не увидел. Только силу духа. Я помню, что первый раз увидел этот фильм на арамейском языке, прилип к дивану и за два часа ни разу не подумал о том, чтобы закурить. А я злостный курильщик. Курю каждые 15 минут, а тут и не вспомнил о сигарете!

– Неужели вы знаете арамейский язык?

– Я даже английского не знаю. Просто Гибсон сделал кино, понятное каждому. Это наивысшее искусство. Искусство в чистом виде – его не надо переводить. Все ясно без слов.

– Не хотели бы вы снять фильм о каком-либо историческом лице?

– Меня безумно интересует личность Василия Розанова. И может быть, когда-нибудь я решусь снять о нем фильм. Это уникальная судьба. Он великий философ-путаник. Практически всю жизнь он боролся с Православной Церковью, хотя был крещеным. И что удивительно: за две недели до смерти он причастился. Парадокс – через борьбу с Богом человек к Богу и пришел. Таким образом, личность Розанова оказалась сильнее его художественного «я». В рассказе «Василий Розанов глазами эксцентрика» Венедикт Ерофеев назвал его мракобесом. Я бы взял этот рассказ Ерофеева за основу сценария.

– Почему ваша картина «Русское» не получила такого широкого отклика среди массовой аудитории, как фильм «Живой»?

– Потому что «Русское» – это Лимонов. Лимонов – одиозная фигура. Но мне не стыдно за «Русское». Я сделал честный фильм. И это для меня самый главный критерий.

– Многие упрекают Лимонова за его эксцентричность, за участие в политике, за хулиганство в литературе. Вы как относитесь к Эдуарду Вениаминовичу?

– Кто были Маяковский и Есенин? Хулиганы и поэты. То же самое с Лимоновым. Это очень русская черта, на мой взгляд, когда зло и добро существуют вместе в одном человеке и одно питает другое.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1398
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3290
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2380
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1911

Другие новости