Эта женщина всех покоряла своей красотой.
Фото с сайта www.becki-informator.at
Английский акцент
Элизабет Тейлор родилась 27 февраля 1932 года в Лондоне вторым ребенком в семье выходца из Америки, арт-дилера Фрэнсиса Тейлора и бывшей актрисы Сары Вамбродт, известной в провинциальных театрах под псевдонимом Сары Сазерн. Сара оставила сцену сразу после замужества, но не забыла свое сценическое прошлое и мечтала, чтобы дочь Элизабет пошла по ее стопам.
Накануне Второй мировой войны семья Фрэнсиса Тейлора вернулась в Америку. У родителей не хватало средств на обучение дочери в частной школе, но Сара добилась, чтобы Элизабет могла брать уроки балета вместе с дочерьми известных деятелей киноискусства.
Девочку с характерной внешностью заметили в бальном классе и пригласили на кинопробу для «Метро-Голдвин-Майер», а один из клиентов галереи отца протежировал ее на киностудии «Юниверсал». Когда обе студии сочли пробы удовлетворительными, Сара Тейлор решила поторговаться и заявила «Юниверсал», что «МГМ» якобы предложила девочке 100 долларов в неделю. «Юниверсал» тут же повысила цену до 200 долларов и выиграла на этом «аукционе». Через год студия отказалась продлевать контракт – у маленькой Элизабет не было ямочек на щечках, она не умела петь и танцевать и, кроме того, у нее были слишком взрослые глаза.
Подписать новый контракт Элизабет Тейлор помог английский акцент. Военный союз Англии и Америки, открытие второго фронта вызвало по всей стране пробританские настроения, которые особенно ощущались в Голливуде. Элизабет с ее английским акцентом идеально подошла на роль девочки в фильме «Лэсси возвращается домой». Оценив успех фильма, «МГМ» предложила начинающей актрисе долгосрочный контракт с зарплатой 75 долларов в неделю. На этот раз Сара Тейлор не стала торговаться. Она определила дочь в класс драматического искусства и класс вокала при «МГМ», присутствовала на съемочных площадках – в общем, сопровождала ребенка повсюду. Эти усилия не были напрасными – «МГМ» назначила ей зарплату в 10% из жалованья дочки. Элизабет стали приглашать во все картины, где требовалась сыграть роль девочки-англичанки.
Восемь сантиметров за три месяца
Как-то раз продюсер «МГМ» Пандро С.Берман увидел Элизабет верхом на лошади и решил, что из нее получится хорошая кандидатка на главную роль в фильме «Национальный бархат». Тейлор предстояло сыграть маленькую Вельвет, которая, переодевшись в мальчика, тренирует лошадь, чтобы выиграть в общенациональных скачках. Однако одиннадцатилетняя Элизабет была слишком маленького роста, чтобы играть в паре с Микки Руни. Решили подождать, пока девочка подрастет, заодно дав ей время для обучения верховой езде. Сара периодически водила дочь к Берману, и продюсер, поставив Элизабет у двери, измерял ее рост линейкой.
Девочка подросла, а Сара придумала легенду, способствовавшую раскрутке картины: для того чтобы получить роль Вельвет, Элизабет заставила себя вырасти за три месяца на восемь сантиметров. Целеустремленность была вознаграждена – кассовые сборы на фильм превысили 4 миллиона долларов, а Элизабет получила 15 тысяч долларов гонорара и новый контракт с приличной зарплатой. И в довесок – хронические боли в спине на всю жизнь как следствие травмы, полученной на съемках.
На волне успеха Элизабет стала получать многочисленные предложения от рекламщиков. Она выступала по радио (за одно выступление платили три тысячи долларов), писала и иллюстрировала детские книжки про бурундучков.
Икона моды
Время детских ролей прошло, но карьера Тейлор на этом не закончилась. Не имея профессионального образования, юная Элизабет покоряла всех своей красотой и пластикой.
После того как в 1951 году вышел ремейк «Американской трагедии» Теодора Драйзера – «Место под солнцем», ее стали называть «национальным достоянием». Закрепился за ней и статус законодательницы мод. Например, после выхода «Клеопатры» в 1963 году, все женщины начали ярко красить веки от ресниц до бровей. После «Кошки на раскаленной крыше», где Тейлор сыграла соблазнительницу Мэгги, пытающуюся забеременеть от мужа-гомосексуалиста, весь Нью-Йорк стал носить такие же откровенные атласные платья-комбинации с кружевной отделкой, как у главной героини. Тейлор стала эталоном для начинающего кутюрье Джанни Версаче, ввела моду на бриллианты и запустила свою линию парфюма Passion.
За свою карьеру Элизабет Тейлор снялась в 69 фильмах, получив два «Оскара». Первую статуэтку принес фильм «Баттерфилд, 8» 1960 года. Тейлор уговорили сняться в роли проститутки-нимфоманки, пообещав крупный гонорар и гарантированную роль Клеопатры. Актриса согласилась, а «МГМ» хорошо заработала на обоих фильмах (во многом за счет скандальной известности Элизабет, но об этом ниже).
Второй «Оскар» Тейлор получила за роль вульгарной сорокапятилетней особы в фильме «Кто боится Вирджинии Вулф?» в 1966 году. Ради съемок актрисе пришлось поправиться на десять килограммов.
Но не столько актерское мастерство делало Тейлор популярной и востребованной, сколько бурная личная жизнь: хирургические операции, проблемы с фигурой, алкоголизм, восемь браков, бесчисленные любовные связи и жизненные трагедии.
Больная разводами
Заявив однажды, что «развод – это болезнь, которая излечивается свадьбой», Тейлор многажды проходила этот «курс лечения» и снова «заболевала».
Первый раз Элизабет вышла замуж в восемнадцать лет, за миллионера Ника Хилтона, сына владельца всемирной сети отелей «Хилтон». Брак продлился меньше года – Ник оказался алкоголиком.
Через два года Тейлор влюбилась в сорокалетнего английского актера Майкла Уилдинга. Она сама сделала ему предложение, купила себе обручальное кольцо и стала его женой. Элизабет добилась для Майкла выгодного контракта в Голливуде, пригрозив «МГМ» переходом в другую студию. Она родила двоих сыновей, Майкла и Кристофера, и развелась после пяти лет замужества.
Еще будучи замужем, актриса открыто флиртовала с сорокасемилетним продюсером Майком Тоддом, который и стал ее следующим мужем и отцом дочери, названной в честь матери Элизабет. Знаменитый продюсер (настоящее имя – Авром Хирш Гольдбоген) к жизни и к работе относился с иронией – «великосветские дамы и комедия – вот чем я угощаю». Этот принцип не помешал ему поставить «Вокруг света за 80 дней» – картину, получившую в 1956 году все мыслимые и немыслимые награды, включая «Оскара» за лучший фильм. Тодд, склонный к экстравагантности, не отказывал ни себе, ни супруге ни в чем – яхты, самолеты, спортивные автомобили, усадьбы, особняки. Каждую субботу он отмечал день первой встречи с Элизабет и дарил дорогие украшения. Но не только богатство привлекало Тейлор – Тодд славился своим особым чувством юмора. Он мог представить Элизабет друзьям как «мою толстую еврейскую подружку Тонделайо Шварцкопф» или спасаться от папарацци не на машине, как было бы удобнее, а бегом. Развлечениям пришел конец в тот день, когда Тодд разбился на самолете, названном в честь жены «Удачливая Лиз».
Трагедия надолго выбила Тейлор из колеи. Впоследствии она признается: «За всю свою жизнь я по-настоящему любила двоих мужчин: Майка Тодда и Ричарда Бартона». Справиться с депрессией ей помог актер Эдди Фишер – спокойный и интеллигентный мужчина, который частенько играл с Тейлор и Тоддом в гольф. В 1959 году он стал ее четвертым мужем, разорвав свой брак с актрисой Дебби Рейнольд, после чего Тейлор стали называть «разрушительницей семей» и «похитительницей чужих мужей». В ответ Элизабет заявляла, что Фишер и так давно хотел развестись и что она только сделала одолжение его жене, предоставив шанс встретить более достойного мужчину. Скандалы увеличили гонорары Тейлор и, напротив, повредили карьере Фишера. Уже через месяц Тейлор осознала, что совершила ошибку, выйдя замуж за Фишера, – он был недостаточно мужественным для нее.
С Ричардом Бартоном Элизабет встретилась в Риме на съемках «Клеопатры». Пресса с удовольствием смаковала скандалы, якобы происходившие на съемочной площадке. Одни писали, что Тейлор любит Фишера, другие – что режиссера Джозефа Манкиевича, третьи упоминали женатого Ричарда Бартона, исполняющего роль Марка Антония. Правы были последние. В 1964 году Элизабет из любовницы превратилась в законную жену Ричарда Бартона, что лишь увеличило количество обвинений в разрушении браков. Даже Ватикан высказывался по этому поводу.
Тем временем завершился процесс удочерения приютской девочки, начатый Тейлор и Фишером, – Мария получила фамилию Бартон.
Тейлор, привыкшая к богатству, и Бартон, к нему стремившийся, начали активно сниматься дуэтом во всех фильмах, за которые предлагали большие гонорары. Это не смогло не сказаться на их репутации. «Время от времени приходится делать халтуру», – говорил Бартон. Однако среди многочисленных «проходных» фильмов были и такие удачи, как «Кто боится Вирджинии Вулф?» и «Укрощение строптивой».
Супруги купались в деньгах, и Тейлор вслед за мужем начала приобщаться к алкоголю: «Кровавая Мери» с утра, пара бутылок шампанского следом, двойной бренди – а на часах только двенадцать. Это уже был удар по репутации и рабочему процессу – их перестали снимать вместе, а Бартон начал изменять жене, пытаясь откупиться драгоценностями, в том числе бриллиантом Круппа, жемчужиной «Перегрина», колье с бриллиантом «Тадж- Махал». Брак все-таки не выдержал, и они развелись.
Спустя год Тейлор и Бартон поженились снова – на этот раз союз продлился всего десять месяцев. «Я люблю Ричарда все душой, но вместе мы еще сильнее разрушаем друг друга», – прокомментировала развод Тейлор. В 1984 году Ричард скончался.
Через несколько месяцев после второго развода с Бартоном Тейлор вышла замуж за обаятельного сенатора Джона Уорнера. Для него чрезвычайно важна была работа, а Элизабет терпеть на могла одиночества, на которое ее обрекало отсутствие мужа дома и нехватка предложений от киностудий. Они довольно быстро развелись.
В 1990 году Элизабет Тейлор решила пройти курс лечения от алкоголизма, во время которого познакомилась со строительным рабочим Лэрри Фортенски, в которого влюбилась с первого взгляда. Свадьба состоялась на вилле Майкла Джексона, который был посаженным отцом невесты. Спустя шесть лет брака расставание обернулось громким скандалом: привыкнув к хорошей жизни, Фортенски пытался отобрать у Элизабет половину состояния, но суд не удовлетворил его притязания.
Финал карьеры
В феврале 1997 года Тейлор перенесла операцию по удалению опухоли головного мозга и с тех пор практически не снималась, официально покинув кинематограф в 2003 году.
Разрушив немало браков, она посвятила себя благотворительности, создав фонд по борьбе со СПИДом.
Несмотря на то, что последние два года Тейлор редко встает с инвалидного кресла, она продолжает жить активно – защищать на суде своего друга Майкла Джексона; плавать в океане с акулами, когда весь мир убежден, что она смертельно больна; встречаться с иранским фотографом Фирузом Захеди на 17 лет ее моложе; принимать дома четверых детей, десятерых внуков и трех правнуков и поддерживать финансово президентскую кампанию Хиллари Клинтон.
Отпечатки рук и ног Элизабет Тейлор увековечены около Китайского театра Граумана, а на аллее звезд Голливуда одна из 2000 звезд носит ее имя.
«Египетская» подводка глаз вошла в моду после фильма «Клеопатра» с Элизабет Тейлор в главной роли. Фото из книги «Мода и стиль. Современная энциклопедия Аванта+ » |
Прекрасная дама середины ХХ столетия. Фото из книги «Первый век кино» |