Монета достоинством в ноль рублей сделана из серебра и изготовлена на Монетном дворе.
Фото предоставлено ГЦСИ
Монета достоинством в ноль рублей сделана из серебра и изготовлена, как и полагается настоящим монетам, на Монетном дворе. Хранится в Музее сновидений Зигмунда Фрейда в Петербурге, «лежит» в Эрмитаже (официального мероприятия по представлению нового экспоната там еще не было), а также кочует по зарубежным музеям, отделы которых делят ноль рублей между собой. Где-то он проходит по ведомству нумизматики, где-то – по ведомству актуального искусства. В общем, ноль рублей одновременно пребывает в настоящем и настоящее же преодолевает – то есть прямо касается тех, кто «работает с вечностью».
Арт-проект молодого питерского медиахудожника Кирилла Шаманова уникален по многим параметрам. Во-первых, деньги – понятие одновременно и насущное, и вечное. Они, по мысли автора проекта, – один из мощнейших движителей искусства. А художник Владимир Дубосарский считает, что гениальный художник отличается от талантливого тем, что «талантливый рассуждает о творчестве, гениальный же – всегда о деньгах». В общем, сами-то по себе они, деньги, конечно, тлен. Но вот ноль денег, тем более монетизированный, явленный, выводит их в совершенно другую плоскость – метафизическую.
По сути, произошла первая в истории «монетизация» символического капитала.
Ноля рублей не хватало российской экономике, а так все и всегда у нее было. С ноля начинается наш бюджет.
Новый, точнее старый абсолют для российской экономики найден. По этому поводу в Государственном центре современного искусства состоялось что-то вроде творческого вечера медиа-художника Кирилла Шаманова. Он рассказал, как пришло к нему это высказывание о вечности, и о том, что к актуальному искусству оно относится как бесконечность к нулю.
Начнем с того, что на реверсе монеты, как и положено – ноль, пустота, великий и все вмещающий бублик. На аверсе – еще одна революция. Правда, уже не в области современного искусства, а скорее в области математики и философии. Там ноль пересекает бесконечность. Сoincidentia oppositorum (лат.) – пересечение противоположностей. Сейчас на философском факультете СбГУ ведутся научные дискуссии, обсуждающие возможность официального введения этого знака в математику, ибо в него укладывается она вся.
Ноль придумали в глубокой древности, бесконечность немного позднее, а вот скрестить их впервые пришло в голову современному бессребренику.
Кирилл Шаманов признался, что идея проекта, после воплощения в жизнь которого он проснулся знаменитым, пришла ему в голову потому, что его как художника чисто по-человечески занимала идея ноля денег в его карманах и одновременно – закон о монетизации льгот. И народные волнения по этому поводу, и вопрос символичности и условности происходящего. Был хаос без начала координат. В общем, беспредел. Задумавшись одновременно о причинах этих явлений, он решил творчески гармонизировать эти процессы и придумал то, что до сих пор, по его словам, множит невообразимые смыслы. Потому что «ноль рублей» внятен и олигархам, и бабушкам у подъезда, и подросткам, и искусствоведам. Он, как выяснилось, и впрямь абсолютен. Кроме того, включает в себя еще и понятие ноль-объекта в искусстве, и чего только не включает вообще.
Следующее высказывание Кирилла Шаманова в искусстве на эту же тему, на первый взгляд, выглядит чуть более публицистичным и злободневным, то есть менее абсолютным. Но, если вдуматься, то тоже хорошо. Он воплотил еще и монету в одну У.Е.
Это следующее, чего так не хватало российской экономике после ноля рублей, с которого начинается бюджет (а сдачей с ноля, опять же по мысли художника, может быть только весь мир).
Латунной монете достоинством в одну У.Е. предшествовал выпуск новостей, в котором рассказывалось о том, что Владимир Путин и Александр Лукашенко, обсуждая проблемы СНГ, никак не могут договориться о единой валюте. Тут-то медиа-художнику и пришло в голову, что правители ищут то, чего никогда не теряли, ибо условная единица действует на территории СНГ уже давно, ее не надо придумывать, ее, как и ноль, нужно просто изготовить. Матрица и прообраз единой валюты есть феномен экономической и политической условности, в которой все мы живем.
В общем, если возвращаться к полемическому высказыванию другого актуального художника (уже цитированного здесь Владимира Дубосарского), Кирилл Шаманов бесспорно гениален, ибо все время говорит о деньгах. Да как складно!
Кстати, на вопрос о том, что концептуально изменилось в его жизни после явления миру ноля рублей, художник говорит, что разбогател он не сильно, зато появилось спокойное чувство собственной гениальности. В вечность он уже попал, хотя бы потому, что из-за «ноля» его карьера развивается в обратном для нормального художника направлении: сначала – крупнейшие музеи, потом галереи и выставки. От общего к частному.
Надо бы выяснить еще у певицы Земфиры, что она имела в виду, когда пела: «Я разгадала знак бесконечность». Может, это тоже о том, что она (бесконечность) на самом деле пересекается с нолем, и все тогда встает на свои места? Им, художникам и поэтам, виднее. Они видят даже то, что невдомек математикам.