0
1429
Газета Антракт Интернет-версия

09.02.2007 00:00:00

Фильм – это гражданское высказывание

Тэги: кино, режиссер, кара


кино, режиссер, кара Юрий Кара: «Кино – это производство, где надо уметь не только генерировать идеи, но и реализовывать их в условиях жесткой реальности».
Фото Арсения Несходимова (НГ-фото)

Режиссер Юрий Кара родился в 1954 году. Окончил МИСиС, работал инженером-радиофизиком. Затем поступил во ВГИК, в мастерскую Герасимова и Макаровой. Его первый фильм «Завтра была война» (1987) не выпускали в прокат два года. После премьеры – посыпались премии: золотая медаль имени Довженко, призы на кинофестивалях в Испании, Франции, Германии, Польше. Его картину по «Мастеру и Маргарите», снятую в 1994 году, так и не выпустили на экраны. Судебные тяжбы. А может быть – не пришло время.

12 января 2007 года, в день столетнего юбилея Сергея Королева, должна была состояться премьера фильма Юрия Кары «Королев». Но неожиданно показ картины отменили.

– Юрий Викторович, почему вы сняли фильм о Королеве? Это было ваше желание или заказ к его юбилею?

– Во-первых, космос мне небезразличен, я тоже хотел бы полететь, например, на Марс. Во-вторых, говорю честно: это был заказ. Мне позвонил Алексей Архипович Леонов и сказал, что приближается столетие Королева. Близкие к Сергею Павловичу люди долго думали, кто бы мог рассказать о нем деликатно и правдиво. Посмотрев мой фильм «Завтра была война», решили, что я, возможно, справлюсь с этой задачей.

– Если это был заказ, то почему отменили премьеру фильма? В чем проблема?

– Может быть, в личности Королева и в том, как у нас в стране устроено космическое «хозяйство». Определенным военным структурам невыгодно придавать гласности многие моменты из биографии Королева.

– Королев так и не получил Нобелевскую премию┘

– Он вообще никаких международных премий не получил, хотя был гениальным ученым! Биты в руках, напряженный, как высоковольтный провод, взгляд и сознание предрешенности исхода в безмятежных суровых морщинах поверх бровей. Пришли такие (правда, без бит) Шнурова послушать – ей-богу, хоть сегодня в кино, до того симпатичные. По прогнозам Циолковского, сделанным в 20-е годы, человек должен был покинуть пределы земли только через сто лет. А Королев отправил человека в космос через 32 года!

Когда запустили первый советский спутник – это было величайшим достижением землян. И Нобелевский комитет обратился к Хрущеву с вопросом: кто конструктор? Хрущев ответил: нет такого человека. Создатель ракеты – весь советский народ. А стартовая площадка – база социализма.

– Неужели даже при Хрущеве фигура Королева была засекречена?

– Да. Когда Королев умер, газета «Фигаро» опубликовала статью «Похороны неизвестного», в которой сообщалось, что 15 января 1966 года Красная площадь была полна людей. Урну с прахом несли Брежнев и Подгорный. За ними шли все космонавты, но никто в СССР и за его пределами не знал, кого хоронили. Лишь спустя два дня, когда на Кремлевской стене появилась табличка с надписью «С.П. Королев» – ситуация прояснилась. Только после смерти личность Сергея Павловича рассекретили. А до этого даже статьи, которые он писал, выходили под псевдонимом «Сергеев». Рассекретили многое из того, что он сделал, но сама жизнь Королева осталась во многом тайной. Масса унижений, репрессии, столкновения с властью – все это известно узкому кругу людей. И они нам очень помогли в написании сценария. Я их назову: это дочь Сергея Павловича – Наталья Королева, Алексей Леонов и Борис Черток. Ему 94 года, он прошел с Королевым бок о бок все послевоенные годы.

Кстати, репрессии гениев, опередивших время, – болезнь не только нашей страны. Джордано Бруно не у нас сожгли... Мир консервативен и порой агрессивен к тому, что лежит за рамками привычного знания. В мире много лицемерия. Скажем, Церковь, и российская в том числе, мешала развитию науки. Но никогда не брезговала ее достижениями. Служители Бога пользовались и машинами, и самолетами, и телефонами┘

– Раз уж вы заговорили о Церкви – как вы относитесь к фильму Павла Лунгина «Остров»?

– Слишком много священников имеют особняки, ездят на «Мерседесах» и давно забыли о душе. «Остров» – лишнее напоминание, для чего они стали служить Богу┘ Мне понравился фильм, и я поздравляю Пашу Лунгина с замечательной работой.

– Лунгин очень точно выбрал актеров для «Острова». Особенно Петра Мамонова. Мамонов – харизматичная личность, авторитетная среди самых широких слоев населения. Удалось ли вам найти на роль Королева столь же харизматичного актера?

– Поиск сценария, художественной идеи, актера – это необъяснимые вещи. Тарковский говорил, что он вообще ничего не выдумывает и ничего не ищет, что он просто проводник между Богом и зрителем и что Бог на душу кладет – то он и воспроизводит. Мне остается только подписаться под каждым его словом. В свое время, снимая «Мастера и Маргариту», я никак не мог найти актера на роль Иешуа. Мне порой казалось, что это вообще невозможно. Я провел массу проб и понял: актер, который сможет сыграть эту роль, должен мыслить теми же категориями, что и Иисус. Каждый день я смотрел в глаза тех, кто пробовался на роль Иешуа, и видел там только земные желания: девушки, машины, вино┘ Но мне повезло. Я нашел Николая Бурляева, который действительно истово верующий человек. И в роли Иешуа он мог мыслить если не так же, как он, то, по крайней мере, в той же системе координат┘

На роль Королева я пригласил Сергея Астахова. На мой взгляд, жизнелюбивый, целеустремленный характер этого актера хорошо «лег» на характер Королева. И Наталья Сергеевна Королева, и Борис Черток считают, что в своей игре Астахов очень близко подошел к тому, каким был Королев.

– Есть ли, на ваш взгляд, сегодня личности, по масштабу сопоставимые с Сергеем Королевым или Андреем Сахаровым?

– Такие люди рождаются редко. С таким талантом. С таким характером. С такой энергией и верой в свое дело. С огромной интуицией. Иногда нужно взять на себя нечеловеческую ответственность. Приведу пример. Когда в СССР посылали первый спутник на Луну, ученые начали спорить, как рассчитать его приземление, ведь неизвестно, какова поверхность Луны. Если это пыль, то спутник попросту провалится и тратить деньги на неудачу нет смысла. Если твердая почва – смысл есть. Спорили три месяца. И тогда вмешался Сергей Павлович. Он написал: «Луна твердая. Королев». На твердую Луну и рассчитывайте. Это огромная смелость и гениальная интуиция. Без нее наш спутник до сих пор не долетел бы до Луны. (Смеется.)

– Согласны ли вы с мнением многих социологов, что цензура в России поставила на колени практически все виды публичной информации, равно как и публичного творчества?

– Я не считаю, что цензуры нет в других странах. Она всегда существовала и будет существовать: цензура со стороны владельца газеты, владельца телеканала, цензура со стороны продюсера. Я недавно был в США. Мы снимали последние кадры для фильма «Королев», и я с удивлением отметил, что там цензура буквально внедрена в государственную структуру. Например, все материалы, связанные с Ираком, с терроризмом, жестко контролируются властью; зачастую и вовсе не допускаются на теле- и киноэкраны. Излишнее давление в области свободы слова я не приветствую, но некая внутренняя цензура обязательна. Нужно понимать, что матерных слов и эротических сцен в фильмах, идущих в прайм-тайм, не должны быть.

– Что бы вы хотели снять после «Королева»? Кстати, состоится премьера или нет?

– Состоится – 12 апреля. Что мечтаю снять? Фильм «Идиот» по одноименному роману Достоевского. Телеверсия, сделанная Владимиром Бортко, мне показалась неудачной.

– Евгений Миронов в роли Мышкина вам понравился?

– Нет. Я бы хотел показать версию Достоевского, который писал, что в мире есть всего три необыкновенных человека – Иисус Христос, Дон Кихот и князь Мышкин. Насколько реальны эти люди? Сервантес говорил: если и не существовало Дон Кихота Ламанчского, то уж точно был Дон Кихана Добрый. А добрый человек в нашем жестоком мире выглядит идиотом.

Мышкин не душевнобольной, он – нормальный. Но общество, по словам Достоевского, серьезно больно. А Миронов играет «идиотика», прыгающего на одной ножке┘ Мышкин – не «идиотик». Мышкин сильный и добрый человек. А доброта, как доказала история человечества, менее всего понятна и приятна миру.

– Есть мнение, что человек может прожить 120 лет. Хотелось бы вам подольше задержаться в таком жестоком мире?

– Ученые уверяют, что и 120 лет не предел. Наш организм способен жить 500 лет! По крайней мере, генетики уверяют, что ген старения можно «заморозить» на несколько столетий. Я не против пожить подольше. Если будет киноэкспедиция на Марс, хотелось бы быть кинорежиссером, который будет ее снимать. А как много стран я еще не видел!

– Но стареть все равно придется, даже через 500 лет. Многие боятся старости, делают пластические операции, чтобы удержать время┘

– Ну, это внешняя старость – чего ее бояться? Страшнее то, что называется душевной старостью, когда становится скучно жить┘

– Что в творческом человеке первично – талант или характер?

– Характер. Вспоминая ВГИК, могу сказать, что многие мои однокашники обладали потрясающим даром, у них были гениальные идеи. Но кино – это производство, где надо уметь не только генерировать идеи, но и реализовывать их в условиях жесткой реальности. Поэтому воля, характер – это основа будущего фильма. Не у всех хватает силы и мужества довести талантливые задумки до финальной точки.

– Вы, конечно же, волевой человек?

– (Смеется.) В каком-то смысле – да, потому что свои фильмы я заканчиваю, довожу до зрителя.

– Для вас фильм – это в первую очередь гражданское высказывание или художественное?

– Это гражданское высказывание. Всегда. Другое дело, что оно должно быть в художественной форме. Это не всегда удается. Вот Павлу Лунгину в «Острове» удалось.

– Ваш самый удачный фильм?

– Для меня все мои фильмы – это один «я». И выделить, какая у меня рука совершеннее – левая или правая – не смогу, даже если очень постараюсь...(Улыбаетcя.)


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1394
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3285
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2374
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1905

Другие новости