Чудо завораживает.
Фото Алексея Калужских (НГ-фото)
Произведения живописи, археологические находки и всевозможные иные музейные экспонаты многих оставляют равнодушными. Шедевры же декоративно-прикладного искусства, возводящие бытовой предмет до уровня музыкальной гармонии, поражают воображение даже самых скептически настроенных зрителей. К такому роду предметов принадлежит и перламутровый миракль императора Александра I, презентация которого состоялась 9 января в Государственном историческом музее в рамках проекта «Живая экспозиция».
Таинственным французским словом («miracle» – чудо) обозначается осветительный прибор, ставший прообразом современной настольной лампы. От близкого по назначению канделябра миракль отличается тем, что у него имеется еще и экран, который служит для рассеивания света. Возможность перемещения экрана вверх-вниз позволяет регулировать освещение. Уникальность александровского миракля в том, что тончайший экран виртуозно выполнен из чрезвычайно хрупкого материала – перламутра. Причем изготовлен он не в одном из центров по производству роскошных перламутровых изделий – Париже, Вене или Дрездене, а в России, санкт-петербургским мастером Вильгельмом Дегеном. Интересно, что не только сам перламутр (кстати, вид моллюска, чьи раковины были использованы, уже не существует) выстраивает ассоциации с водной стихией.
История создания этого удивительного предмета тесно связана с наводнением в Петербурге 7 ноября 1824 года. Известно, что из всех 324 наводнений, произошедших в епархии Медного всадника с 1703 по 2003 год, это явилось наиболее разрушительным. Так, оно унесло жизни более чем 200 людей, почти весь город оказался затопленным, а ущерб был оценен в 15–20 миллионов рублей. Император распорядился создать специальные комитеты, куда мог обратиться любой желающий с просьбой о материальной помощи. Александр I помимо казенных выделил еще миллион рублей из своих личных денег. (Представляете подобный жест со стороны кого-либо из современных правителей?) В один из таких комитетов и поступило прошение от Дегена, владевшего магазином на Большой Мещанской улице, неподалеку от Адмиралтейства. Мастер предложил выдать ему кредит под проценты в обмен на миракль. Вместо этого Дегену пожаловали безвозмездно 1000 рублей. Но упорный мастер вторично обратился в комитет. На этот раз о чудесном светильнике на 6 свечей узнала Мария Федоровна, мать императора Александра. Урожденная принцесса Вюртембергская София-Доротея-Августа-Луиза стала женой Павла I в 1776 году. Мария Федоровна очень трепетно относилась к изящным искусствам и сама увлекалась рисованием, геммами, резьбой по кости (напомним, в экспозиции Исторического музея есть камеи, вырезанные ее рукой). Конечно, увидев столь изящный миракль, она не могла не отреагировать.
В день именин Александра, имя которому выбрала бабушка Екатерина II, Мария Федоровна преподнесла творение из перламутра сыну в подарок. Помимо того что в этом предмете функциональность переплетается с потрясающе грациозным замыслом и великолепным исполнением, мемориальный характер подарка приобрел значение трогательного прощания матери с сыном. На следующий день Александр отправился в путешествие, закончившееся трагично. Император скончался в Таганроге 19 ноября 1825 года. После смерти Александра I миракль был установлен в его опочивальне в Царском Селе. В Москве светильник побывал дважды, во время военных эвакуаций. Нынешний показ знаменует очередной этап совместного проекта двух музеев.