Ксения Кутепова: «Актер – это человек, который постоянно недоволен собой».
Фото Сергея Приходько (НГ-фото)
Ксения Кутепова поступила в ГИТИС сразу же после окончания школы. Причем поступила на курс к одному из самых сильных педагогов – Петру Фоменко. Не успев защитить диплом, она, как и ее сестра-близнец Полина, была зачислена в один из лучших театров Москвы – Мастерскую Фоменко. Она была занята в самых аншлаговых спектаклях труппы, с 1981 года начала сниматься в кино. Заслуженная артистка России Ксения Кутепова сегодня входит в жюри фестиваля «Золотая маска».
– Ксения, у вас успешная актерская судьба?
– Думаю, скорее да, чем нет. И это не моя заслуга. Это заслуга моих педагогов – Сергея Женовача, Евгения Каменьковича и, конечно, Петра Наумовича Фоменко. Он делает спектакли так, что играть в них плохо гораздо сложнее, чем хорошо. Надо очень постараться, чтобы завалить роль. (Смеется.)
– Насколько сложно работать с Фоменко?
– Достаточно сложно – он непредсказуем. Очень противоречив, ревнив, но он как никто другой заботится об актере, холит его, любит. И делает все, чтобы защитить от вихрей, бушующих за пределами театра.
– Говорят, что актерам своего театра он и в кино запрещает сниматься?
– Но все снимаются.
– А Фоменко актеров хвалит?
– Редко. Но хвалит!
– Не припомните, за последнее время он вас похвалил?
– Не помню. (Смеется.)
– Что вы играете сейчас помимо спектаклей, которые сделал Фоменко?
– Вот недавно выпустили с Евгением Борисовичем Каменьковичем новый спектакль по роману Михаила Шишкина «Венерин волос». Называется он «Самое важное». Шишкина очень трудно перевести на театральный язык, и Каменькович долго писал «композицию» спектакля. Даже накануне выпуска каждое слово в спектакле было «подвижно». Иначе говоря, одно слово вставлялось, другое убиралось. До последнего дня велась работа с текстом┘
– Вы смогли бы подойти к интересному для вас режиссеру и сказать: «Хочу с вами работать!»?
– У меня пока такого не было.
– И все-таки, к кому из режиссеров пошли бы «трудоустраиваться»?
– К Фоменко! (Заразительно смеется.) Ой! Еще бы я с удовольствием пошла к Женовачу!
– Скажите, когда вы соглашаетесь сниматься в какой-то картине – это продуманный творческий ход или все спонтанно получается? Позвали в кино – пошла┘ ну и так далее.
– Могу сказать, что кино для меня хаотичный процесс. А вот театр, в противовес кино, намного месяцев вперед планируемый, координируемый и всячески управляемый процесс. Кино и театр в моей жизни – две абсолютно противоположные стихии.
– В кино вы можете отказаться от предлагаемой роли. В театре, как я понимаю, вы не посмеете сказать Петру Наумовичу «нет». Даже если предложенная им роль вас не очень интересует. Ведь так?
– В театре важнее всего процесс, а потом уже результат. И поэтому невозможно с самого начала понять – моя это роль или нет. Предугадать, к чему ты придешь в процессе репетиций, невозможно!
Более того, если роль для меня непонятна и координаты движения внутри роли, внутри спектакля неизвестны – это максимально интересно. Хотя и страшновато┘
– Когда страшно – разве это интересно?
– Конечно. Все, что делается на преодолении – страхов перед неизвестным материалом, штампов, которые ты наработала за многие годы работы в театре, – это более чем интересно. И знаете что? Когда несколько месяцев репетируешь – уже невозможно отказаться от роли. Как можно выкинуть из жизни то, с чем живешь несколько месяцев?
– А если роль «не идет»?
– Бывают ситуации, когда актер говорит: «У меня не получилось». Но что же в таком случае делать тем, кто занят в данном спектакле? Мы репетируем вместе, поэтому если у меня что-то не получается – моя задача не объявлять этого во всеуслышание. Я не имею права сорвать долгий совместный процесс работы.
– Вы член жюри конкурса «Золотая маска». Как ощущаете себя в этом качестве?
– Это большая честь для меня и какая-то даже невыносимая ответственность.
– Что изменилось за 15 лет существования вашего театра?
– Мы постарели ровно на 15 лет, у многих появились дети, квартиры машины, звания. Изменились улицы, по которым мы ходим┘ И нам скоро должны построить новое здание театра.
– Многие критики называют роль Ирины в «Трех сестрах» вашей лучшей работой в театре. Согласны?
– Мне играть Ирину очень интересно. Пожалуй, со мной впервые произошло вот что: в этой роли мне очень многое трудно было сделать. Как правило, трудности начинают раздражать. И конечно, когда роль долго не получается – она становится обузой. «Три сестры» рождались очень тяжело. Но у меня все эти проблемы не вызывали эмоционального отторжения. Роль давалась с трудом, но обузой не стала. Напротив. Было как никогда интересно репетировать. И чем сильнее не получалось – тем было интереснее. Со мной такое случилось впервые.
– Как вы реагируете на комплименты?
– Это, конечно, приятно. Но я слишком хорошо знаю все свои проблемы, поэтому не теряю голову от похвал. Когда моя сестра Полина говорит: «Ксения, ты играешь неправильно» – я впитываю ее слова как губка. Потому что Полина знает обо мне практически все.
– Мне казалось, что критика актеров чаще ругает...
– Вы правы, критики любят ругать. И не всегда по делу.
– Ваш муж Сергей Осипьян, один из лучших режиссеров рекламных клипов, снимает свой первый художественный фильм «Парни с Марса». Вы играете главную роль?
– Нет. Главную роль играет замечательный актер Сергей Аброскин, он работает в театре Сергея Женовача.
– А кого вы играете?
– Я играю девушку, которая влюблена в главного героя.
– Легко ли работать на одной площадке с мужем?
– Трудно. Это самый близкий мне человек, и я переживаю за него┘ Это ужасно мешает.
– Появилась ли с годами уверенность в творческих силах?
– Нет, конечно. А у кого она есть? Есть внешняя бравада, но человек склонен сомневаться┘
– Вам трудно играть, когда зал вяло реагирует на спектакль? Или это для вас не препятствие?
– Театр – это то, что возникает между залом и сценой. Иначе – нет театра. Поэтому, конечно же, когда зал «тяжелый», неподъемный – стоишь и думаешь: как же быть?
– И как же?
– По-разному...
– Влюбленность актеров в себя – это норма или издержки профессии?
– Мне кажется, что у актеров – это благоприобретенное качество в результате того, что мы постоянно смотрим на себя со стороны. Это наша профессиональная болезнь. И ничего тут не поделаешь. А самовлюбленных людей я вообще-то терпеть не могу. Меня в прямом смысле слова от них трясет. Но актеры таковы.
– Как вы относитесь к партнеру, который халтурит на сцене?
– В нашем театре такого нет.
– А в кино?
– Тоже пока не встречала.
– Вы счастливый человек. Я говорю о работе.
– Да.
– У вас двое детей. Вы хотите, чтобы они стали актерами?
– Я бы не хотела, чтобы они пошли на сцену.
– Почему? Если вы так счастливы в профессии, может, и они будут счастливы?
– Актерский труд – сложный труд. Может быть, с моих слов все выглядит безоблачно, но актерская профессия мучительная, сложная. Ее и физически трудно вынести, нужно быть выносливой как лошадь. Нужно много работать. При этом наша профессия ужасно неблагодарное дело. И очень зависимое! Часто случаются депрессии, хочется все бросить и уйти из театра. Уйти вообще из актерства┘ Актер – это человек, который постоянно недоволен собой. Это так вымучивает┘ Одним словом, многое в нашей профессии мне не нравится. И когда я представляю, что мой сын или моя дочь будут так же страдать, испытывать столько же сомнений (машет рукой)┘ Я хочу, чтобы они жили легко и счастливо.
– Вы считаете, что другие профессии менее мучительны?
– Думаю, что где-то есть счастливый и легкий труд. (Смеется.) Я, правда, не знаю – где, но уверена, что где-то есть!
– Испытываете ли ревность к коллегам, которые играют главные роли в пьесах Шекспира, Мольера, Достоевского?
– У меня нет актерской мечты. Это, наверное, странно звучит, но я не мечтаю сыграть Офелию или Джульетту┘
– А в бытовой жизни вы любите мечтать?
– Я постоянно мечтаю об отдыхе. Это моя самая тривиальная и самая великая бытовая мечта! (Смеется.) Мечтаю о том, как я где-нибудь отдыхаю, но не одна, а с мужем и детьми. Хочу уехать с семьей кататься на лыжах.
– Ксения, а вас часто путают с вашей сестрой Полиной Кутеповой?
– Это происходит каждый день. Часто, обращаясь ко мне, люди говорят: «Здравствуйте, Полина»! Меня это не обижает. Путать близнецов – это нормально.
– Насколько легко вас ранить и как долго вы эту обиду «тащите» за собой по жизни?
– Я очень обидчива. Но работаю над собой. (Смеется.) А если все-таки кто-то меня больно «уколет» – тащить груз обид за собой не буду. Предпочитаю от подобного хлама избавляться┘ Хотя это нелегко!
– Как планируете провести новогодние праздники?
– У нас в театре каждый год бывает елка для детей сотрудников. В очередной раз пойдем с Васей и Лидой туда. Это мероприятие планируется на 30 или 31 декабря.
– Кто был Дедом Морозом на прошлогодней елке в Мастерской Фоменко?
– Не помню. Помню, что однажды Галя Тюнина была Снежной Королевой!
– Вы родились в год Кабана. А значит, наступающий год – ваш год!
– Следующий год – это год Кабана? Ой, значит, мне можно готовиться к чему-то необыкновенному? Наконец-то! (Смеется.)