Пятидесятые называют в советском кино «периодом малокартинья». Именно в это время директор «Мосфильма» Иван Пырьев буквально навязывает начинающему режиссеру Эльдару Рязанову постановку киноконцерта из 30 эстрадных номеров. Сценарий режиссер нашел схематичным и слабым. Жанр музыкальной комедии сошел на нет в сороковые, и перспектива возродить его, кажется, не сильно вдохновляла Рязанова.
И все же премьера «Карнавальной ночи» состоялась. В канун 1957 года. Произведение «легкого» жанра с героями-масками неожиданно снискало ошеломительный успех у зрителя и, обозначив возникновение нового мироощущения советского гражданина, как будто предсказало шестидесятничество. «Карнавальную ночь» часто сравнивают с «Волгой-Волгой». Параллели слишком очевидны – фабульное сходство, пересечение сюжетных линий, образ прелестницы-активистки (эстафета перешла от Орловой к Гурченко) и даже главный враг всеобщего праздника – чиновник – одно лицо. Игорь Ильинский отказался было от роли Огурцова, ибо нашел его перепевом Бывалова из «Волги-Волги» и не захотел повторяться. Но потом все-таки сыграл его.
Огурцов – тупоголовый начальник, серый символ железной системы, противостоящий живому творческому началу. Герой-антагонист, который хочет не больше не меньше – отменить Новый год. Регламентировать праздник. У него, естественно, ничего не выйдет. Ибо всегда бывает побежден тот, кто восстает против живой жизни. Сидеть ему в кабине лифта между этажами. Упражняться в ораторском искусстве в пустом и темном кабинете, растить Бабу-ягу в собственном коллективе и прочее.
Сходства много. Однако «Карнавальная ночь» все-таки не была ремейком «Волги-Волги». Об этом можно говорить лишь условно. «Карнавальная ночь» – это волшебство и отмена пафоса. Метафизика карнавала. Зло повержено потому, что высмеяно. «Карнавальная ночь» ненатужна и легка. Трудности за кадром и уже после финальных кадров.
Волшебные «пять минут» Людмилы Гурченко, безусловно, сделали ее знаменитой, но не сделали счастливой. Даже не изучая детально актерскую судьбу Людмилы Марковны, можно предположить, что жизнерадостная оптимистка Леночка Крылова что-то украла у нее. В воспоминаниях Гурченко напишет, что Леночка Крылова после выхода фильма на экраны раздробила ее жизнь на множество гастрольных концертов, пока какой-то доброжелатель, получив отказ, не написал в центральную газету, что артистка Гурченко отказалась приехать с гастролями, потребовав несообразную достоинству советского человека сумму за свое участие в провинциальном концерте. Звезда в Союзе – судьба особая.
Старые песни о главном все перепеты. Песни снова закончились. Время закольцевалось. Пьедестал опять свободен. В этом году в новогоднюю ночь покажут ремейк «Карнавальной ночи». Героиня не избежит сравнений с оригиналом. В главной роли Алена Бабенко.