В преддверии Нового года хочется чего-то чудесного, не связанного ни с работой, ни с будничным досугом. Хотя бы поговорить о волшебном, например. Волшебством, правда, в этом году можно назвать и банальное наступление привычной когда-то белой зимы. Глобальные изменения в природе учат ценить простые радости. На этом месте должна была располагаться традиционная рубрика «Дело вкуса». Мы благодарим всех, кто весь год радовал нас неожиданными и нетривиальными умозаключениями по поводу современной литературы, кино, театра, телевидения и жизни, но на этот раз решили заменить рубрику опросом. Респондентам «НГ» предлагалось просто поверить в Деда Мороза и вспомнить детство. Ну и вопросов соответственно было только два:
1. Что бы вы сказали Деду Морозу, если бы встретили его?
2. Кем наряжали вас на школьные новогодние утренники?
Ирина Антонова, директор ГМИИ им. А.С.Пушкина
1. Знаете, я бы поблагодарила Деда Мороза, пожалуй, за то, что в той реальности, в которой мы живем, нам все-таки удалось открыть детский центр «Мусейон». Это ко всеобщей радости. Хорошо не только то, что дети получили возможность заниматься, но и то, что таким образом мы сохраняем старую Москву. Это же особняки XVIII–XIX веков. Радует, что начал нормально работать Музей личных коллекций, дополнительное здание. Заработала Галерея искусств стран Европы и Америки XIX–XX веков. Это наше большое достояние. Мы выставили там импрессионистов и постимпрессионистов. Переживали, как они там будут. Им там оказалось хорошо. Так постепенно воплощается мечта не моя, а еще Ивана Цветаева о музейном городке. Он постепенно расширяется и начинает жить своей жизнью.
А еще из радостей этого года назову поездку в Китай. Я там побывала впервые, и это была моя очень давняя мечта. Когда меня спрашивали: «Вот представь, тебе осталась последняя в жизни поездка. Какую бы страну ты выбрала?» – я всегда однозначно отвечала: «Китай!», но съездить туда все никак не получалось. В этом году удалось. Интереснее всего там было знаете что? Памятники, безусловно, хороши, но мне интереснее всего было, как там живут люди. Я получила колоссальное удовольствие от поездки, мне все так было интересно. Вот за все это я бы от души поблагодарила Деда Мороза.
2. А что касается утренников – я никогда не бывала на них. Знаете, никогда не задумывалась, а сейчас вот вы спросили, и получается, что так: я никогда не была ни в саду, ни в яслях, школьных мероприятий не припомню.
Иван Дыховичный, режиссер
1. Уходящий год был мне любезен тем, что я снял картину «Вдох-выдох». Не так часто удается сделать то, чего давно хотел. Когда такие вещи случаются, это всегда приносит удовлетворение и счастье. Поэтому год однозначно считаю плодотворным. И если бы встретил Деда Мороза, попросил бы у него возможности плодотворно трудиться. С идеями и замыслами вроде бы пока проблем нет, а вот возможностей поработать над ними пусть будет больше, потому что когда трудишься, то все как-то налаживается в жизни.
2. От школьных утренников бог спас. Никогда я не был зайчиком, всегда предпочитал быть просто мальчиком, мужчиной. Мои родители в этом ко мне прислушивались, вплоть до того, что меня миновала даже мода ходить зимой в коротких штанишках в связи с праздниками. Мне это всегда было омерзительно, и родители, одев меня таким образом всего один раз, позже простились с этой затеей.
Александр Балуев, актер
1. Деду Морозу сказал бы: «С Новым годом!»
2. А в школе родители всегда наряжали меня зайчиком. Теплых воспоминаний, правда, с этим никаких, увы, не связано.
Виктор Ерофеев, писатель
1. Деда Мороза я поблагодарил бы за то, что он был мой первый детский бог. Всем читателям я пожелал бы в наступающем году того, что я озвучил недавно во время словесного поединка с Никитой Михалковым на НТВ: желаю, чтобы любовь к России нас объединяла, а не разъединяла.
2. В школе меня почему-то наряжали всегда в обезьяну, и я этому несказанно радовался, видимо, понимая, что от обезьяны до человека – один шаг.
Алина Кабаева, спортсменка
1. Если бы встретила Деда Мороза, попросила бы у него только одного-единственного для всех – здоровья, потому что будет здоровье, будет все.
2. В детском садике я, сколько себя помню, всегда была лисой. Не могу сказать, как мне делали этот костюм – шили или покупали. Помню только, что мне очень нравилось быть лисой, наряд был красивый. А в школе у меня все время были тренировки. Серьезно занималась спортом, было не до утренников совсем, на елки я уже не ходила.
Ольга Свиблова, директор Московского дома фотографии
1. Уходящий год был очень трудным, поэтому, если бы встретила Деда Мороза, поблагодарила бы его за то, что мы выжили. Дом фотографии закрылся на реконструкцию, и мы были бездомны, хотя отдельно можно поблагодарить не только Деда Мороза, но и московского мэра, что нам дали возможность выставляться в ЦВЗ «Манеж». Но все равно работать, да и жить бездомно очень трудно. Как показывает практика, главное в нашей жизни – это планирование. Если вести его становится невозможно, жить тоже трудно. Экономика должна быть плановой, а выставочная деятельность – тем более.
Из радостных событий – то, что выставка Родченко снова открывается с 26 декабря и будет работать до 20 января. Это наш новогодний подарок нашим зрителям. Те, кто не поедет на Бали, смогут ее посмотреть. Судя по звонкам и письмам, которые к нам поступали, посмотрели ее не все, хотя сходили туда 55 тысяч человек. А для нас главный подарок – знать, что у нас есть зрители, и понимать: то, что мы делаем – не напрасно. Что касается праздника, то лично у меня его нет уже лет десять. Для всех работающих людей конец года – это всегда самое напряженное время. Поэтому люди, которые могут в это время неспешно думать о подарках и безделушках, вызывают у меня искреннее раздражение и, вообще говоря, мешают.
2. Утренников, как ни странно, вообще не помню. Помню только Новый год у нас на даче, мы ставили «Золушку», там была какая-то девочка постарше меня, она была Золушкой, а я была какой-то статс-дамой, но Золушкой мне хотелось быть ужасно. Видимо, я не заслужила или плохо играла и не справлялась, поэтому главную роль мне не доверяли. А последний раз меня наряжал Федор Павлов-Андреевич, какой-то смешной спектакль он ставил, и я там играла космонавта. У меня был серебряный костюм, мне было трудно дышать. Вообще наряжаться – это одно удовольствие, жаль, что не всегда хватает на это времени.
Елена Яцура, продюсер
1. Деду Морозу я бы пожелала, чтобы он был настоящим волшебником для всех. Это сложно, конечно, но было бы полезно.
2. В школе меня упорно наряжали снежинкой, хотя мне очень хотелось какой-то характерности, на худой конец – быть принцессой. Мои мечты сбылись, когда я стала постарше: меня нарядили-таки лисичкой. А абсолютное счастье настало, когда я сама соорудила себе костюм шахматной королевы.