На этой неделе впервые в российской столице побывал Дэмиан Херст – человек-легенда, самый высокооплачиваемый актуальный художник Великобритании. На закрытом показе выставки «Новая религия» в одной из московских галерей публике были продемонстрированы около 40 принтов – авторских копий оригинальных графических работ – и несколько инсталляций.
Выпускник престижного Голдсмитского колледжа, в 1990-е Херст начинал свое творчество в рамках группы YBA (Young British Artists). Активная деятельность этой плеяды молодых художников вывела Лондон в ранг новой столицы современного искусства. Крупный галерист и коллекционер Чарльз Саатчи, заинтересовавшись творчеством Херста, начал покупать работы молодого художника и его коллег. Собрав приличную коллекцию, Саатчи показал ее на выставке «Сенсация», по уровню своего воздействия на британское арт-пространство полностью соответствующую своему названию. Художников группы стали приглашать в крупнейшие галереи и на мировые арт-ярмарки, цены на их работы стремительно росли. Славу Херсту принесли его знаменитые «маринады» – законсервированные в различных емкостях с формальдегидом трупы животных. Эти «скульптуры» снабжены философскими названиями и эксплуатируют извечные темы истории искусства – жизни и смерти, бренности бытия, человеческой жестокости. В 1995 году художник был удостоен престижной тернеровской премии – главной британской награды в области современного искусства. А в 2004-м самая знаменитая его «маринованная» работа – четырехметровая тигровая акула с названием «Физическая невозможность смерти в сознании живущего» – была продана на аукционе за 12 млн. долларов.
Сейчас Дэмиан Херст – успешный бизнесмен, коллекционер и художник, на которого работают около сотни человек. Его работы стали неотъемлемым атрибутом любой серьезной коллекции современного искусства, а цены на них давно перевалили миллионные отметки, так что на аукционах уже появились подделки оригинальных работ мастера. Год назад Херст возглавил сотню наиболее значительных фигур современного искусства, ежегодно составляемую журналом ArtRewiew. Его знаменитая бронзовая скульптура беременной женщины с содранной наполовину кожей украшает двор Королевской академии художеств в Лондоне.
Работы Дэмиана Херста выставляются в России не в первый раз. Три года назад в Мраморном дворце в Петербурге Русским музеем была организована выставка британского художника, ставшая настоящей сенсацией и вызвавшая много споров. А в апреле нынешнего года в одной из московских галерей была выставлена зеркальная шахматная доска Херста с фигурами в виде баночек для лекарств, на каждой из которой было написано название шахматных фигур и их действие (например, «король очищающий»).
Херст по-прежнему увлечен философскими аспектами жизни. Что есть вера для современного человека? Именно этот вопрос задает себе художник. Переосмысливая базовые христианские ценности, он формирует новую идею – объединение религии и науки, отражая ее в своей новой выставке. «Я только хотел помочь осознать, что наука является ныне новой религией для многих людей» – говорит Херст. В самом деле, как ранее для человека спасением была вера в Христа, в искупление грехов и иные христианские догмы, так ныне, в XXI веке, спасением для многих становится вера в возможности науки, и прежде всего медицины. Фармацевты создают бесчисленное количество лекарств – порошков, таблеток, мазей. Именно они-то и становятся главными действующими лицами работ Херста, заменяя собой традиционные христианские символы. На алтаре новой религии ныне покоятся простой деревянный крест, выложенный разноцветными свинцовыми пилюлями, огромная таблетка парацетамола из чистейшего белоснежного мрамора, серебряный изуродованный детский череп и большое металлическое сердце, пронзенное десятками лезвий и игл от шприцов. Толчком для построения ассоциаций послужило сходство таблетки аспирина и облатки для причастия. Здесь и страдание, и спасение.
Новые иконы – большие красочные постеры, похожие одновременно на химические таблицы и рекламу медикаментов. Они рассказывают священную историю через те же капсулы, пузырьки и пипетки, связывая их с важнейшими событиями Ветхого и Нового Завета: здесь и «Жертвоприношение Авраама», и «Благовещение», и «Бегство в Египет», и многие другие сюжеты. Отдельный «иконостас» составляют 13 больших фотографий разноцветных пилюль, ассоциирующихся у художника с 12 апостолами и Христом. А Святая Троица осмыслена как трехцветная таблетка-диаграмма, где каждому отведено 33,3%.
Есть на выставке и работа, стоящая несколько особняком от собственно медицинской темы, но поднимающая другую большую проблему развития науки. Огромный постер «Тайная вечеря» являет собой не что иное, как карту мира, где Христос и 12 апостолов предстают странами, участвующими в разработке ядерного оружия. Христос здесь соответствует Израилю, а Иуда – США. На долю России выпал святой Матфей.
Но, пожалуй, самой жуткой и поражающей своим натурализмом и откровенностью является композиция «Раны Христа», составленная в форме распятия из нескольких отдельных фотографий. Обнаженность физического страдания открывает единственный возможный выход – веру в медицину, в ее безграничные возможности, поклонение ее развитию и достижениям. И только маленькая засушенная бабочка, запаянная в современный глянцевый пластик, возвращает нас к подлинно христианской символике, робко напоминая о воскрешении человеческой души.
Херст – скандальная и спорная фигура современного арт-пространства. Мало кто относится к нему равнодушно – его или превозносят, или ненавидят, но так или иначе мастер добивается своего – заставляет зрителя думать и чувствовать, возмущаться и спорить. Его работы агрессивны, они вызывают эмоции, сильные эмоции, они эпатируют, а это, пожалуй, и есть главная цель современного искусства.