Дживан Гаспарян и Георгий Гаранян в отличном настроении.
Фото автора
Вечеринка Дживана Гаспаряна, прославленного мастера игры на древнем армянском народном инструменте – дудуке, дудочке из абрикосового дерева, стала событием для столичной армянской диаспоры. Герой вечера еще в 1948 году получил в подарок от Сталина именные часы, а за последние четверть века успел выступить, пожалуй, с самыми известными симфоническими оркестрами мира и обучить не один десяток учеников – как соотечественников, так и иностранцев.
Музыкант, седой, но подтянутый, с хитрецой в глазах, сидел на низком диване в углу клуба, деля столик со своим не менее известным приятелем – джазовым саксофонистом Георгием Гараняном, приехавшим поиграть для своего друга прямо с концерта, который он давал на посольском рауте. Как пошутил Гаранян, подсаживаясь к Гаспаряну: «Два армянина – это заговор, три – уже революция». Впрочем, революционной в тот вечер была только музыка. Сначала Георгий Гаранян виртуозно импровизировал в сопровождении джазового мини-бэнда, а потом и Дживан Гаспарян порадовал всех, сыграв несколько мелодий на дудуке.
В остальное же время гость «Синей птицы» беседовал со своими гостями и журналистами. Его спрашивали о предстоящем концерте, который маэстро даст в начале декабря вместе с Российским национальным оркестром, о его былых достижениях и планах на будущее. Ответил Дживан Гаспарян и на несколько вопросов «НГ».
– Господин Гаспарян, что происходит в вашей творческой жизни в последнее время?
– Я много работаю, гастролирую. Не так давно я выступал с Венским симфоническим оркестром – дирижировал Валерий Гергиев. На днях вернулся из Лондона, где участвовал в записи очередного саундтрека к голливудскому фильму. «Diamond» он будет называться. Скоро концерт с Российским национальным оркестром – в программе русская, итальянская, французская классика.
– Вы много выступаете. А что с педагогической деятельностью?
– Вообще у меня было много учеников. Но сейчас нет возможности совмещать выступления с преподаванием. Вот закончу концертировать – и займусь педагогикой. Хочу открыть музыкальную школу для детей-сирот в Армении.
– А ваши дети играют на дудуке?
– Нет, они – у меня две дочери – выбрали другую карьеру. Одна преподает английский язык, другая – живет в Лос-Анджелесе и работает в аптеке. А вот мой внук, Дживан-младший, ему 22 года, играет на дудуке и недавно даже выступал в Кремле.
– Вы не считаете, что дудук – это сугубо народный инструмент?
– Изначально – народный. У нашего народа богатая и древняя культура, и дудук – часть этой культуры. Но, я считаю, на дудуке можно играть любую музыку, все зависит от мастерства исполнителя.
– А как вы отдыхаете?
– Занимаюсь спортом, играю в шахматы, ухаживаю за садом. У меня в Армении хороший сад: персики, сливы, абрикосы.