Такие разные Тедди.
Фото Арсения Несходимова (НГ-фото)
«Теддимания-2006» – уже третья российская выставка, на которой авторы из разных концов страны представляют свои работы. В этом году мишки приехали из Петербурга, Новосибирска, Екатеринбурга, Владивостока, Калининграда и других городов – увлечение охватило уже всю страну.
История мишки Тедди насчитывает более ста лет. Мягкие игрушки в виде различных животных появились в ХIХ веке. Промышленного производства тогда не существовало, и игрушки делали для своих малышей заботливые мамы и бабушки. Так, молодая девушка Маргарет Штайфф из немецкого городка Гейнген, прикованная к инвалидному креслу, шила забавных плюшевых животных для своих племянников. Благодаря трудолюбию и несомненному таланту ее работы стали пользоваться большой популярностью среди знакомых, и в 1880 году родители Маргарет помогли открыть ей собственную мастерскую, со временем превратившуюся в фабрику. Медведи, которых делали на фабрике Steiff, стояли на четырех лапах и были скорее похожи на настоящего лесного зверя. Только в 1902 году у племянника Маргарет Рихарда появилась идея поставить медведя на задние лапы, как в цирке, а голову и лапы заставить двигаться, как у куклы. Это был по-настоящему новый тип игрушки, сразу ставший очень популярным и у девочек, и у мальчиков.
Откуда же появилось всем известное ныне медвежье имя – Тедди? Оказывается, и здесь существует своя легенда, и переносит она нас в Америку. В том же 1902 году американский президент Теодор Рузвельт охотился в районе Миссисипи, но так и не встретил ни одного медведя. Чтобы угодить президенту, егеря поймали медвежонка и привязали его к дереву. Рузвельт возмутился и отказался стрелять в беззащитное животное. На следующий день эта история появилась в «Вашингтон пост», сопровождаемая забавной карикатурой. Миллионы читателей были растроганы этим происшествием. А жена эмигранта из России Морриса Мичтона Роза сшила по рисунку в газете плюшевого медвежонка и выставила его вместе с карикатурой в витрине своей лавочки. Teddy’s Bear – Медведь Теодора – гласила подпись около медвежонка. Многие захотели купить эту забавную игрушку, и супруги Мичтон начали изготавливать их на продажу. Позже Мичтоны якобы получили разрешение на использование имя Тедди у самого президента: «Я не совсем уверен, что использование моего имени принесет успех производству плюшевых медвежат, но если вы уж так настаиваете, пожалуйста, можете назвать его моим именем». Но президент ошибся. С того времени мишка Тедди начал свое победное шествие, завоевывая все больше стран. Плюшевый медвежонок становится героем детских книг (в 1926 году Алан Милн придумал своего Винни Пуха), мультипликационных фильмов. Открываются музеи, посвященные Тедди, появляются первые коллекционеры, а затем и художники-теддисты, создающие уникальных авторских мишек.
Мишки-принцессы и мишки-шарманщики, мишки-русалки и мишки-художники, мишки-балерины и мишки-ведьмы! Каких только образов не рождает фантазия художника! А ведь для России это увлечение совсем молодое. В конце 1990-х в московских галереях появились первые немецкие коллекционные мишки, а в 2000-м были открыты курсы, на которых каждый желающий мог научиться создавать таких же симпатичных медвежат. С тех пор в России с каждым годом растет число художников, выбирающих этот необычный вид искусства.
Каждая работа, представленная на «Теддимании-2006», существует в единственном экземпляре. По словам организатора выставки художника-теддиста Джеммы Кадж, «если первое время работы художников были очень осторожны и ориентированы на западные образцы, то теперь у многих родился свой неповторимый почерк». Например, Юлия Ковальчук из Владивостока делает мишек в стиле японского аниме, а Ольга Бетенёва из Дмитрова – прекрасный мастер миниатюрных мишек. Кроме того, на выставке представлены традиционные мишки «антик», стилизованные под старинных медвежат и сделанные из специального «потертого» мохера.
Мишки-леди и мишки-джентльмены спешат на свидания и празднуют свадьбы, заводят маленьких медвежат и целыми семьями ходят в гости к бабушкам. Желая одухотворить свои создания, авторы часто дают им забавные имена. Впрочем, не все зверушки похожи на людей. Есть на выставке, например, мишки-аллегории, отражающие времена года, или мишка-букет с трогательной подписью «Хочу быть охапкой цветов в твоих руках». В своих работах многие художники апеллируют также к произведениям изобразительного искусства. Интересна композиция, созданная по картине Маковского «Дети, бегущие от грозы», только вместо детей – конечно, симпатичные медвежата. Есть фантазии по работам Малевича и Матисса. Кроме самих мишек на выставке много и так называемых друзей Тедди – зайцев, поросят, ежиков, не менее трогательных и смешных.
С появлением в России художников, изготавливающих эти уникальные игрушки, появились и коллекционеры, готовые потратить любые деньги, только чтобы не упустить приглянувшийся персонаж. На только что открывшейся выставке многие игрушки уже зарезервированы и сразу после ее окончания уедут к новым владельцам.
По рассказам самих художников-теддистов, у опытного мастера на изготовление одной мохеровой зверушки уходит 2-3 полных дня, а научиться этому искусству может почти каждый. Несмотря на то что материалы, необходимые для работы, в России пока не производят, сейчас есть большой выбор европейского искусственного меха и элементов. Впрочем, дело совсем не в технологии. Главное, чтобы работа приносила радость, чтобы мишки создавались с вдохновением и любовью. Ведь только тогда они смогут стать настоящими друзьями детей – больших и маленьких.