«Стреляй в воробья», «Убей воробья» или «Возлюби воробья, как ближнего своего», – выкрикивала толпа специально обученных студентов, размахивая транспарантами с портретами Саакашвили, Жириновского, Павловского, Зверева, Собчак и Абрамовича. Так дружелюбно встречали гостей первой национальной премии «За выдающиеся связи с общественностью «Стреляный воробей».
Кулуарные разговоры публики, в основном пиарщиков, соответствовали: рекламная кампания, пресс-конференция, аутсорсинг, налоговая инспекция, освоенный бюджет┘ Но сюда – на празднование 15-летия Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО) – все же собрались расслабиться и повеселиться. Ведь в отличие от профессиональной PR-овской премии «Серебряный лучник» нынешняя явно носила ироничный характер. Профессионалы попробовали оценить по достоинству непрофессионалов – известных людей, которые заставили говорить о себе всех.
Организаторы «Стреляного воробья» не приветствовали сравнений с музыкальной «Серебряной калошей» и другими антипремиями. Кстати, и назвали свою оригинально, избежав упоминания поднадоевших драгметаллов. Ведь, если вспомнить, чего у нас только не было, к примеру «золотого» – и глобус, и орел, и сечение, и граммофон, и маска, и даже Гагарин. Или «серебряного» – калоши, чайки, лани, мыши.
По замыслу организаторов, шанс получить медаль имели именно самые шустрые и пронырливые «воробьи»: из области политики, шоу-бизнеса и делового мира. Притом часто самопиар, сделавший их знаменитыми, успешными и богатыми, вызывает сомнения в его полезности и этичности. То бишь премия имеет даже высокую миссию: привлечь внимание общественности и самих игроков невидимого фронта к соблюдению в профсообществе этических норм и просто правил хорошего тона.
Из тех, кто пришел и победил, никто явно обиженным не казался. Правда, зрителям была предоставлена уникальная возможность обстрелять выходивших на сцену «воробьев» – на каждом столике лежали настоящие деревянные рогатки и шарики для настольного тенниса. Я, например, метко попала в Михаила Барщевского. Судя по шквалу шариков и количеству номинаций, в которых он участвовал и победил, известный адвокат стал абсолютным лауреатом не только «за использование служебных связей с общественностью». А вот в журналистской тройке «за связи с общественностью без купюр» Александра Хинштейна и Сергея Доренко обошел автор бестселлера «Духless» Сергей Минаев.
Кирсан Илюмжинов, награжденный «за особые заслуги перед общественностью», поздравлял РАСО с юбилеем от имени всех шахматистов. Рассказал, как совсем недавно сам поработал пиарщиком. После того как некое PR-агентство озвучило шестизначную сумму за кампанию очередного мирового турнира, его команда придумала самостоятельно такой пиар-ход: купили унитаз, оборудовали его по последнему слову офисной техникой и отдали Крамнику. И получили┘ более 450 млн. (даже не верится!) посещений на свой сайт. Причем с вопросами совсем не о шахматах и сицилианской защите.
Оксана Робски, говорят, прибыла и быстро удалилась «писать очередной бестселлер», испугавшись особо метких попаданий. Пощипали, естественно, и Ксению Собчак в самой что ни на есть гламурной номинации: «за случайные связи с общественностью». Тут ведущий уже не смог сдерживаться: «Вездесущая, всеобъемлющая, регулярно вступающая в связи с общественностью. И, несмотря на юный возраст, уже давно вошла во все анналы». А «за самые тайные связи» был осужден на обстрел Александр Проханов.
Так что, пожалуй, посмеяться над другими и дать всем посмеяться над собой (а это, согласитесь, уже высший пилотаж) пиарщикам вполне удалось.