В кино она выглядит так же, как в жизни.
Фото из книги «Первый век кино»
Что бы она ни делала, Анни Жирардо утверждает жизнь. Не потому, что все так уж гладко складывалось – случались и трудные времена. Зато Лолотте – как называют мадам Жирардо близкие – удалось узнать, что такое зрительское признание, слава, успех. Что такое большая любовь и настоящая дружба. Ее учителями, коллегами, возлюбленными были люди, которых сегодня называют мэтрами. Неповторимые Жан Кокто, Лукино Висконти┘ Любимые друзья Ален Делон, Роми Шнайдер, Луи де Фюнес, Клод Лелуш, Жан-Луи Трентиньян, Роже Вадим, Катрин Денев, Марчелло Мастроянни, Анна Маньяни┘ Обожаемая подруга, «сестра» Эдит Пиаф┘ Главная любовь в жизни – Ренато Сальватори┘ Они стали ее сокровищем. Узнавать их было счастьем, но прощание с каждым из них являлось личной драмой Анни Жирардо. Все они были ей слишком дороги.
Путь парижанки
Родиться в Париже – неплохое начало карьеры для актрисы. О кино и сцене будущая vedette (звезда – фр.) мечтала уже в детстве. Хотя поначалу Анни и подумывала стать акушеркой – пойти по стопам матери. Ей нравилась эта благородная профессия – помогать появлению новой жизни. Но истинного призвания к медицине не было. Зато было желание играть.
Мама поддерживала интерес дочери, сама часто водила ее в кино и даже записала в Центр драматического искусства. Выбор пути совершился как будто сам собой. В 1952 году Анни Жирардо поступила в Консерваторию, где ей доверяют как драматические, так и комические роли. Учебная сцена – не единственная площадка, на которой пробует себя Жирардо. Она работает статисткой в Комеди Франсез, а также поет в кабаре на Монмартре. Через два месяца после выпуска из Консерватории Жирардо принята в Дом Мольера. Редкая удача! К тому же подворачивается и первая роль в кино – «Тринадцать за столом» Андре Юнебеля. Начало большого пути положено.
А еще через два года происходит событие, значение которого для начинающей актрисы трудно переоценить, – сам Жан Кокто приглашает Анни в свой спектакль «Пишущая машинка» в театре «Одеон». Кокто был доволен игрой Жирардо, но вот что никак его не устраивало, так это┘ прическа девушки. Не в силах терпеть несовершенство, он отводит Анни в знаменитый парижский салон сестер Карита, где лучший мастер делает мадемуазель Жирардо стрижку под мальчика. Кажется, Анни сама не ожидала такого эффекта – она словно обрела собственную личность.
Предложения есть и в театре, и в кино. Жирардо работает на износ. Но Комеди Франсез – своенравный театр и требует полного подчинения. Полную энтузиазма молодую артистку ставят перед выбором: либо она отказывается от всех предложений со стороны, либо уходит. Условие жесткое и обидное. Анни Жирардо решает уйти.
Италия как предчувствие
Лукино Висконти хочет видеть Анни Жирардо в своем спектакле «Двое на качелях» по пьесе Уильяма Гибсона в театре «Амбассадер». Причем партнером ее должен стать Жан Маре. Пожалуй, слишком хорошо, чтобы быть правдой. И все же это не сон, и Лолотта должна предстать перед великим итальянцем.
Первая встреча особенно волнующа. Известно, что Висконти разыскивал Жирардо, но роли ей пока никто не обещал. Впереди знакомство, читка пьесы┘
К счастью, все сложилось благополучно. Спектакль имел огромный успех.
Символично, что первая работа Жирардо у Висконти состоялась в театре, чье название переводится как «посол» или «посланник». Итальянский режиссер в жизни французской актрисы действительно стал своего рода посланником, представителем той страны, с которой судьба очень крепко свяжет Анни Жирардо. К тому же свою самую большую любовь она встретит как раз в кабинете Висконти, когда прилетит в Рим обсуждать свое участие в фильме «Рокко и его братья». Случайностей не бывает.
Дары Рима
Журналисты восхищаются Анни. Пока у нее все получается. Висконти приглашает ее приехать в Рим на пробы к новому фильму. Разве от таких предложений отказываются?
Рабочая поездка положила начало истории, которая определит всю жизнь Анни Жирардо. Любовь с первого взгляда – она сразу поняла это, как только увидела Ренато Сальватори в кабинете Лукино Висконти. Обаятельный итальянец был любимцем женщин как в кино, так и в жизни. Он тоже сразу обратил внимание на очаровательную француженку. Им предстояло вместе сниматься.
Роман развивался стремительно. В январе 1961 года в Милане начинаются съемки фильма «Рокко и его братья». Анни знакомится со своим партнером Аленом Делоном. Его красота не может не произвести впечатления, и все же для Анни Жирардо нет никого, кроме Ренато.
Париж–Рим, Рим–Париж
В марте 1961 года фильм выходит во Франции и проваливается. Его художественные достоинства признают намного позже. На тот момент картина не стала успехом для Жирардо-актрисы. Зато точно стала поворотной точкой в ее жизни.
Вернувшись в Париж со съемок, Анни расстается с бывшим возлюбленным. Теперь для нее важен только Ренато. Но он живет в другой стране, и Анни придется привыкнуть к жизни на два города, к постоянным перелетам, к бесчисленным расставаниям┘ Во время репетиций пьесы «Идиотка» Марселя Ашара измученная тоской по любимому Анни теряет голос.
Головокружительная любовь обернулась непростой жизненной ситуацией. Лекарством послужил фильм Франко Росси «Смог», в котором Жирардо снималась вместе с Ренато Сальватори. Вскоре выясняется, что Анни ждет ребенка. Будущие родители никак не решатся назначить день свадьбы, и тогда свое веское слово говорит Висконти. Он задумал поженить эту пару во что бы то ни стало.
Торжественные церемонии прошли в Париже, потом в Риме. Это было 6 января 1962 года, в один день! После свадьбы Анни переехала в Рим, где жила в шикарном доме мужа, принимала гостей, наслаждалась жизнью. Несколько лет счастья. Но однажды стало ясно, что ей не хватает деятельности.
Она не из тех, кто привык сидеть сложа руки. А Ренато даже не позволял жене ухаживать за Джулией, их маленькой дочкой, считая, что это дело нянек. И Анни решает вернуться в Париж.
У нее новые съемки, но она скучает по мужу. Жизнь между двумя городами продолжается. Это тяжело. Но еще тяжелее признать, что Ренато не является примерным мужем. Его темперамент дает себя знать. И бедная Лолотта не собирается с этим мириться. Она уходит. Продолжая любить. Впрочем, в Риме она все равно бывает, ведь там живет ее дочь. И это тоже мучает Жирардо и будет мучить спустя годы, когда Джулия станет совсем взрослой.
Оправдательный приговор
Анни Жирардо много снимается. Она подходит к работе честно. Всех своих героинь она сравнивает с собой. Выбирает тех, кто ей близок или кого она может понять. Жирардо всегда чувствует свою ответственность перед зрителем. Участвует только в тех фильмах, которые отвечают ее представлениям о морали. При этом она не боится неожиданных форм. Так, в фильме 1963 года «Женщина-обезьяна» Марко Феррери Анни исполняет роль обезьяны. Критика этот эксперимент не одобрила. Впрочем, ругали в основном режиссера, а в персонаже Жирардо даже находили очарование.
Анни Жирардо считает, что среди всех ее ролей выделяются две.
«Умереть от любви» – фильм Андре Кайата, в котором Анни сыграла Габриэль Рюссье. В основе фильма лежит реальная история о том, как учительница совратила ученика – восемнадцатилетнего парня. Ее затравили, и, не выдержав всеобщего осуждения, Рюссье покончила жизнь самоубийством. Трюффо написал в открытом письме: «Этот фильм – позор французского кино». И он был не одинок в своем мнении. Героиню Жирардо многие считали виновной. Однако сама Анни и Кайат оправдывали Габриэль Рюссье. Жирардо исполнением этой роли хотела вступиться за учительницу. История неоднозначная, но Анни твердо верила в то, что делает. Она бросила вызов обществу, обвинив его в звериной жестокости, и получила отклик, о котором мечтала. Зрители стали сочувствовать Рюссье. Это была победа Анни Жирардо. Причем не только актерская, но и человеческая.
Второй знаковой ролью Анни считает свою мадам Маргерит в одноименной пьесе бразильского драматурга Роберто Атаиде в обработке Жан-Лу Дабади. Снова учительница, на этот раз мирная, но немного безумная. Она рассказывает о жизни, поучает, направляет. В начале 70-х, сразу после премьеры, этот спектакль чуть было не провалился. В самый последний момент его спасли дети – группа школьников, пришедших на спектакль. Им едва хватило места в зале. Это был первый успех «Мадам Маргерит», который привлек к постановке всеобщее внимание. В 2001 году спектакль восстановили. Анни Жирардо любит эту роль за то, что в ней может высказать саму себя, говорить почти от своего лица.
Стремление разобраться в мотивах людских поступков и непременно найти повод для оправдания любого человека, даже преступника, подвигало актрису на необычные шаги. Так, после съемок «Умереть от любви» Анни Жирардо стала посещать тюрьмы, много общаться с заключенными.
Чему научила Эдит Пиаф
Скорее всего Анни так верит в возможность спасения для каждого потому, что знает, до каких высот может подниматься человек. Ведь в ее жизни встречались такие сильные личности, такие талантливые и такие одухотворенные┘ Великолепная Эдит. Эта маленькая женщина, потерявшая горячо любимого Марселя Сердана в авиакатастрофе, никогда не заставляла себя жалеть. Она запретила друзьям касаться этой темы, и все. В последние годы жизни Пиаф нельзя было петь – могло случиться внутреннее кровоизлияние, что означало смерть. Но она каждый вечер собирала в своей квартире друзей, среди которых была и Анни Жирардо. Отправив дежурившую при ней медсестру спать, Пиаф пела, и все сидевшие вокруг нее знали, что каждая нота может быть последней.
Грустная история связана и с Жаком Брелем. Своими песнями он умел высказать любое чувство тонко, точно и так деликатно┘ Жирардо всегда восхищалась им, еще задолго до их знакомства. Даже была влюблена. Эта любовь не прошла. Они встретились, когда она была уже известной актрисой. Их роман был странным. Брель мог пропасть на несколько месяцев, а потом объявиться как ни в чем не бывало. Он был страшно болен, а она даже не знала об этом. Он не сказал. Не пожаловался. У него был рак.
Самые дорогие для Анни Жирардо люди уходили, не давая ей возможности проститься. Для каждого из них у нее есть слова, которые так и не были сказаны. По разным причинам. Кому-то не успела. Кому-то постеснялась.
Анни Жирардо часто вспоминает знаменитые слова песни «Я ни о чем не жалею». Так ли это – не нам судить. Но она вправе, закурив любимые сигареты «Житан», подумать, что ей есть чем гордиться. И в жизни. И в профессии.
Анни Жирардо приветствуют на Московском международном кинофестивале. ═Фото Артема Чернова (НГ-фото) |
Анни Жирардо в фильме═ «Знаменитые любовные романы». ═Фото из книги «Первый век кино» |