Вид с крыши юсуповского дворца.
Фото Евгения Зуева (НГ-фото)
Юсуповский дворец не открывали без малого 20 лет – шли реставрационные работы. Сейчас там пахнет известкой, пусты столовые и спальни, укутана во что-то уродливое огромная люстра в овальном зале. Здесь когда-то гремели балы. Знаменитые юсуповские балы.
Очищена комната, где находилась библиотека. Князь Николай Борисович Юсупов в свое время собрал 16 тысяч томов книг на многих языках по самым разным областям человеческих знаний. Говорят, там такие редкости, что не снились даже Ленинке. Все это богатство пока спрятано от посторонних глаз во дворце «Каприз» там же, в Архангельском. Но уцелело. Когда откроют – неизвестно.
Низко висят над желто-зеленым регулярным парком свинцовые осенние тучи, они выглядят еще более сурово из затуманенных ремонтной пылью окон дворца. Белоснежные статуи зябнут на холодном воздухе. Живое прошлое. Так же здесь было и две сотни лет назад. Устояло Архангельское перед натиском Советов. Военные построили здесь санаторий, правда, сталинский монументализм корпусов пасует перед юсуповским великолепием, не мешает ему жить, хотя и закрывает вид на Москву-реку, что открывался когда-то взорам поднявшегося на верхние этажи дворца.
Нас, группу журналистов, пустили на крышу дворца, случай вообще небывалый, оттуда видно всю Москву почти. Крышу дворца венчает шпиль. На него, рассказывают, каждый день прилетал орел из заведенного Юсуповым зверинца, это означало – наступил полдень. Заколдованное место. Оттуда не хочется уходить, и туда надо обязательно возвращаться.
Реставрация сродни раскопкам – прошлое постепенно отвоевывает себе утраченное место. Так, по словам, заместителя директора по реставрации Сергея Рачевского, в ходе последних работ при расчистке фундамента восточного фасада Большого дома совершенно случайно была обнаружена медная закладная доска, украшенная гербом рода Голицыных, первых владельцев Архангельского. На русском и латинском языках указывается дата начала строительства дворца: «Въ 1784 году заложен фундамент Двора Ея императорского величества действительнаго камергера князя Николая Алексеевича Голицына от рождения его в 33-е лето, господина нижеписанных вотчин: Архангельскаго, Познянова, Никольскаго, Воронков, Богородицкаго┘ и прочих сел и деревень┘» Когда здесь в 20-е годы прошлого века пытались обосноваться военные, они бурили стены, чтобы провести свет, – прошли мимо закладной доски всего лишь в нескольких сантиметрах. Уцелела. Без нее историкам так никогда и не стала бы известна точная дата начала строительства Архангельского.
Архангельское немногим больше века – с 1703-го по 1810-й – принадлежало князьям Голицыным, с 1810-го по 1917-й им владели Юсуповы. На данный момент это единственный уцелевший в Подмосковье архитектурно-парковый ансамбль. Лучшее, что было создано русским усадебным искусством за XVIII–XIX века, – здесь. Оно еще живо. Восстанавливается.
Князю Николаю Борисовичу Юсупову была доверена почетная обязанность организации проведения коронационных торжеств по случаю восшествия на престол российских монархов. Впервые он выполнил эту миссию при коронации Павла I в апреле 1797 года. Довольный усердием князя, император наградил Николая Борисовича орденом святого Андрея Первозванного. Тогда же в ведение князя была передана Комиссия театральных зрелищ и музыки при дворе, а в 1801 году он был удостоен еще более высокой чести – учреждения командорства его имени. Юсупов стал главным маршалом коронаций. С тех же пор в Архангельском стали бывать императоры. В память об этих визитах на территории парка возводили колонны. Их было пять. Бывали здесь, по этим же тропам ходили Александр II, Александр III, Николай II. В 1827 году был Пушкин, строками послания «К вельможе» он обратился к Юсупову: «┘Ступив за твой порог,/ Я вдруг переношусь во дни Екатерины». Князь Николай Борисович держал у себя в портретной галерее многочисленные изображения Екатерины II. В 1819 году по приказу князя был выстроен небольшой павильон с четырьмя колоннами, там установили гипсовый, окрашенный под бронзу бюст императрицы в виде богини – покровительницы ремесел и искусств Минервы. Сейчас отреставрирован храм-памятник Екатерине – там надписи на латинском и итальянском: на фризе – «Божественной Екатерине», а на стене – строки из поэмы Торквато Тассо «Освобожденный Иерусалим»: «Ты, которой послало небо и даровала судьба желать справедливого и иметь возможность достигнуть желаемого». Перед храмом, говорят, когда-то стоял треножник, тут возжигали курительные травы. Легко закрыть глаза и представить и этот фимиам, и журчащие фонтаны, которые сейчас безмолвны, но так же безупречно красивы, как и при Юсуповых. Вечером был чай с баранками в кладовой над оврагом. Чай ароматен. Закатный воздух свеж. Близится зима, облетит листва, исчезнет парковая зелень, Архангельское опустеет. Но туда обязательно надо ехать на Святки. Обещают развлечения под стать юсуповским.