Жан Кадэ и Алексей Венедиктов. Орден надо обмыть – это традиция.
«Ну потише, пожалуйста, это очень важный момент! – возвышала голос помощник посла Франции Жана Кадэ Ирэн Зайончек. – Сейчас посол скажет речь». Тщетно. Собравшиеся шумели так, будто свобода слова в России закончилась совсем и проявить ее теперь можно только вот на такого рода встречах. «Никакой шум нам не помешает!» – продолжала Зайончек.
Встреча сочувствующих «Эху Москвы» состоялась на этот раз неподалеку от эфирной студии – на Арбате, в ресторане «Прага». Приурочена она была к шестнадцатилетию радиостанции и проходила, как всегда бывает на «Эхе», при большом стечении народа. Ожидалось и награждение главного редактора радиостанции Алексея Венедиктова орденом Почетного легиона. Орден учрежден еще Наполеоном, вручается за особые заслуги перед Францией. Как будет проходить церемония, с самого начала понятно не было. Казалось, соберутся гости к 19.00 в «Праге», а потом к 20.30 увезут Венедиктова в резиденцию посла на Якиманке, наградят и все. Но нет. Французское правительство до того уважает российскую свободу слова в лице Алексея Венедиктова, что само делегировало посла Франции прямо на праздник к журналистам.
А там и впрямь было людно и шумно. Радостно встречались друг с другом соскучившиеся светские персонажи и передовые российские журналисты. Делились новостями. Так, Вероника Боровик-Хильчевская сообщила, что холдинг «Совершенно секретно» учреждает новый одноименный телеканал, Марианна Максимовская делилась впечатлениями от поездки на Сахалин, где она брала интервью у Сергея Лаврова по поводу скандально известного нефтегазового проекта «Сахалин-2». Главный редактор ИД «Коммерсант» Андрей Васильев обсуждал с кем-то чеченские проблемы.
В торжественной речи посла сообщалось: «Господин Венедиктов, вы награждаетесь орденом Почетного легиона за вашу твердую гражданскую позицию. «Эхо Москвы» – это символ очень успешного коллективного предпринимательства, оплот талантов в области журналистики. Причем журналистики динамичной, профессиональной и независимой». «А кавалеру ордена нужен ординарец?» – доносилось из толпы. Ординарцем хотел стать Сергей Доренко. «Все сотрудники радиостанции – наши настоящие друзья, – продолжал посол. – Под вашим руководством, несмотря на политические и экономические потрясения, радиостанции удалось сохранить свободу и неангажированность, которые с самого начала были отличительными чертами марки «Эхо Москвы». Посол Франции подчеркнул также, что одним из самых важных достоинств коллектива радиостанции он считает не слишком серьезное, по-настоящему ироничное отношение к самим себе. Общаясь с главным редактором «Эха», посол Франции, по его словам, был поражен, как в одном человеке сочетаются сразу два профессионала: с одной стороны – высококлассный журналист, владеющий абсолютно всей информацией о России, с другой – чуткий педагог, всегда готовый терпеливо делиться любыми знаниями. Тронут посол Франции был также трепетным отношением Алексея Венедиктова к французскому языку. При приеме журналистов на работу на «Эхо» обязательный вопрос: «Каким еще иностранным языком кроме французского вы владеете?»
«От имени президента Французской Республики вверенными мне полномочиями присваиваю вам звание кавалера Почетного легиона», – завершил наконец свою речь посол. Гул перешел в бурные овации. Настала очередь героя торжества, осыпанного похвалами, благодарить посла. Публика поутихла. А Венедиктов тут же начал методично делиться практическими знаниями: «Господа, секрет получения ордена прост: первая книга, которую вы должны были для этого прочесть, – «Три мушкетера», я ее прочел в пять лет. Если вы прочли только сказки Шарля Перро – это дает вам право лишь на орден «За заслуги в области искусства». Второе: я лично семнадцать раз смотрел фильм «Ватерлоо». И каждый раз я ждал, что когда-нибудь Наполеон выйдет победителем. За это мое долготерпение я, наверное, и был награжден этим орденом. И последнее, в России очень много друзей Франции, много награжденных, и пора бы уже создать ассоциацию кавалеров ордена Почетного легиона. Такая ассоциация есть только во Франции и в США, но нас-то много, и пора уже объединяться».
Тут вдруг неожиданно гости затянули «Марсельезу». Солировала Светлана Сорокина, подпевал Михаил Осокин. На втором куплете хор стал совсем стройным. Большинство гостей продемонстрировали образованность, ибо слов никто не перепутал, и блестящий музыкальный слух, ибо тональность, заданная Светланой Сорокиной, была выдержана до финала. Потом снова овации, и только после – фуршет.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)