Ее высочество принцесса Майкл Кентская изучает арт-объекты.
Фото Арсения Несходимова (НГ-фото)
Неделя декора растет и ширится, а также множится. Прирастает смыслами. С одной стороны, все то же – стенды, оформленные архитекторами и декораторами. Первые думают, что они одни только в декоре все понимают, вторые – то же самое о себе думают. Спорят. И творчески, и словесно. В общем, профессиональные сообщества вроде бы смежные, но как будто конкурирующие. Лица гостей как будто давно знакомы всем, кто следит за ежегодными Неделями исправно, почерк мэтров узнаваем, работы конкурсантов не шокируют новизной. Каждый что-то свое про уют, комфорт и правильность бытия представляет. Но на этот раз – все немного иначе.
Разницу между пятью предыдущими и этой, шестой по счету, Неделей декора, что завершилась на текущей неделе, старательно подчеркивала президент Объединения декораторов интерьеров главный редактор журнала «Мезонин» Наташа Барбье. «Первое и главное, – комментировала она, – это ротация кадров». Причем жесткая. В этом году среди участников исключительно новые имена. Состав творческой зоны обновился: ведущие российские декораторы – постоянные участники прошлых лет – в этом году возглавили жюри для отбора молодых творцов. Второе, и тоже немаловажное, – переезд выставки в Манеж. Напомним, что несколько лет подряд она проходила в ЦДХ на Крымском Валу. По-прежнему почетным гостем Недели декора является ее королевское высочество принцесса Майкл Кентская. Именно она награждала очередного лауреата премии «Имя года в дизайне интерьеров». И если принцесса Майкл Кентская для Недели декора – не новость, то Эрик Жизар – новость. Известный французский архитектор и дизайнер, звезда парижской «Maison&Objet-2005» в этом году стал специальным гостем Недели и провел мастер-класс.
Темы прошлых лет были просты и незамысловаты: в 2003 году, например, Неделя декора называлась «Воспоминания о путешествиях», в 2004-м – «Русский стиль в интерьере». В 2005 году – «Традиции и современный дизайн», тогда декораторы иронично осмысляли прошедшее время, используя материал современности. Как забыть юрту «Москвичка на целине», с фарфоровыми слониками и вышитыми салфетками на мамином серванте, якобы привезенном юной хозяйкой из уютного московского дома, или квартиру фарцовщика в духе минимализма 60-х , или комнату Анны Карениной, всю в крупных розовых цветах в исполнении Александра Васильева.
В этом году тема Недели декора свободная – «Мой идеальный интерьер». На свободную тему, как известно, фантазировать всегда труднее – для свободы нужна смелость. С другой стороны, она все-таки предполагает большую близость к жизни, нежели часто совсем отвлеченно-условные, в духе театральных декораций размышления мастеров о прошлом. Молодым талантам, приглашенным к участию в этом году, приходилось отказываться от театральной условности и красот стиля в пользу истинной пригодности интерьера для жизни. Для современной жизни. С другой стороны, они вооружились концептами. Концепт – это когда что-то непонятно или недоделано, но именно то, что непонятно или недоделано, так и задумано. Примерно в таком духе объяснила этот термин в применении к декораторскому искусству Наташа Барбье. Неделя декора, выпустив дебютантов, обострила диалектику модных тенденций, а заодно сдвинула акценты с просто смотра декораторских достижений на художественность. «Это не ярмарка – это выставка современного искусства», – заявляли организаторы. «Ну почти», – снисходительно кивали арт-критики, одобрительно осматривая самое концептуальное из концептуального – проект архитектурной группы «Арт-бля» «Дом с карманами». Андрей Савин, Михаил Лабазов и Андрей Чельцов построили дом для бомжа, где функции мебели выполняли мусорные мешки, они же – карманы, выглядывающие из отверстий домика. «Тема эта в России совершенно не разработана, мы демонстрируем интерьер для бомжа, эти люди достойны того, чтобы на них обратили внимание и чтобы для них проектировали интерьеры – даже бесплатно», – поясняли художники всем любопытствующим.
Или вот еще концепт – предельно компактное и однородное пространство, – там «место для сна», стол, стул, ванная комната и вид из окна. Все. Современная пещера, одним словом. Именно это решили противопоставить веку избыточности и пресыщенности, усталости от излишеств, скорости и концентрации современной жизни Александр Малыгин, Вера Бутко и Антон Надточий из архитектурной мастерской «Атриум». Простое и честное «нет» дополнительным декораторским средствам. Интерьер как будто не прорисован, просто внесен в реальность карандашным штрихом. В то же время он есть. И есть в нем даже «декоративная подсветка для создания настроения». Прекрасная пустота. И неподалеку – милая архаика – роскошество настоящего английского интерьера от Марии Якушкиной. Должно быть, принцессу Майкл Кентскую стенд порадовал, да и не только ее, думается. Продвинутые хозяюшки, изучив интерьеры из воска, намекающего на полную замену материала образом, и другие изыски без окон и дверей, вдруг замирали перед фиолетово-зелено-песочным блеском классического уюта с настольными лампами и вышитыми диванными подушками, цветочными обоями и английским фарфором на столике. Премия «Имя года», кстати, тоже ушла в руки автора более или менее классической комнаты в деревянной избе. «Бабушкина дача» называлась работа. Смысл – игра на контрастах теплого и холодного. Бревенчатые стены и пол, пробуждающие в заскорузлом городском человеке историческую память о «дереве» и «деревне», внутри – мебель, отделанная холодным серым гранитом и какие-то очень уж фундаментальные светильники, будто из кабинета генсека, рядом – бабушкины книжки, зеленые яблоки и пуховое одеяло на печке. Автор интерьера Екатерина Федорченко видит в этом «возможность с помощью современных нюансов и деталей разыграть в жилом пространстве стиль соцреализма». Все может быть.
На интерьеры смотреть приятно, на концепты – забавно. Еще один концепт – чехлы. Фантазия на тему ненужных предметов – вот уж поистине – не стенд, а жест, вполне достойный современной художественной выставки. «Без скидок на зачехленность сознания» художники взяли да и придумали то, что не нужно. Предельно ненужными вещами оказались чехлы: чехол для проблескового маячка, чехол для вставной челюсти, чехол для чебурека (шелковый, вышитый золотом карман на молнии, выполненный точно по форме привокзального лакомства), чехол для туфельки московской не-тусовщицы, а еще пальто для детского мячика. Уютное такое, с отложным воротничком и на пуговицах. Пусть греется мячик. Осень пришла. Не нужно, но забавно.