Что есть мечта? Дымка, призрак, нечто нереальное.
Фото Евгения Зуева (НГ-фото)
Мечты городского жителя рано или поздно все-таки сводятся к собственному приусадебному раю. Это неизбежно. Хочется, чтобы был где-то свой личный невыразимо прекрасный клочок земли, окультуренный в соответствии с детскими или взрослыми грезами об идеальном устройстве этого мира.
Неделя садов журнала «Мезонин» – мероприятие ежегодное и приятное. Приятное в том смысле, что можно прийти и посмотреть на тех, кто не только думает об этом, но и что-то делает в заданном направлении. Выставка народных достижений в области ландшафтного дизайна – такой самодеятельный смотр столичного масштаба. Он всегда напоминает, что ландшафтные дизайнеры у нас все-таки есть, что бы ни говорили на этот счет знающие критики объективной реальности, те, что всегда готовы развенчать все тихие российские радости, напомнив о провинциальности их происхождения.
Неделю садов, естественно, попрекают лондонской выставкой Челси, точнее, космической недостижимостью ее уровня. Но это – общее место. А повторять их – грешить против стиля. Потому не будем – лучше взглянуть, чему можно тихо порадоваться близ Садового кольца в этом году.
Сады разбили, как и в прошлый раз, на Делегатской улице, в парке усадьбы графа Остермана, в той, что функционирует в современности как Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства. Если год назад выставленное симметрично делилось на старое и новое в ландшафтном дизайне и называлось соответственно «Классика и авангард», то в этом году – все отдано на откуп фантазии участников, и тема обозначена прекрасно, как все свободное, – «Сад моей мечты».
Одним из участников прошлогоднего садового смотра был Робин Темплер Уильямс – многократный победитель «Chelsea Flower Show». Два дня зарубежный гость читал лекции по теории и практике ландшафтного дизайна, наши садоводы слушали. В общем, был тренинг, по садам гуляли знатоки, видавшие виды и на «Chelsea Flower Show» в том числе.
В этом году все выглядело вальяжнее, скорее как прогулка – камерная такая, без лишнего шума и пафоса. Гости были все те же – круг завсегдатаев известен: Геннадий Йозефавичус, Маша Шахова, Павел Лобков и прочие публичные садоводы. А вот сами сады уже немного другие. «Сад моей мечты» почему-то получился русско-японским. Музыка, во всяком случае, над садами разносилась японская, некоторые сады населены были японскими духами, какими-то бело-голубыми тканевыми призраками, фонтанами и камнями. Дисгармонии никакой не было, несмотря на то что в коммерческой части экспозиции виднелись склады садового антиквариата – вполне в русском стиле: грабли, телеги, лукошки и ведра, расписные косы, а также свечи, факелы и керосиновые лампы. А рядом – сады, наполненные странными предметами, значение которых детально поясняли авторы в предпосланных своим творениям текстах на табличках. То есть все, чего не ощутил, побывав в авторском саду, можно было прочесть. Так, например, выпускница Высшей школы ландшафтного дизайна и искусства икебана «Согэцу» при кафедре ландшафтной архитектуры МАрхИ Елена Асташкина наполнила сад своей мечты кораллами. Для непосвященных: кораллы – это сокровища жизненного опыта. А двойной круглый топчан в середине композиции – это не просто двойной круглый топчан, а символ низшей и высшей сфер человеческой жизни – сансары и нирваны. Громадная черепаха – это глубины человеческого духа, потому они в саду и живут в большом количестве. Многоствольная туя – древо жизни и познания.
Елена Ларина и Наталья Емельянова из ландшафтной мастерской «Русские газоны» решили вступить в противоречие с дендистской модой на простоту и разбили в усадьбе цветник – потому что сибирские ирисы, оказывается, надо созерцать для пущей веры в свои силы, шиловидные флоксы – чтобы успокоиться или даже заснуть, скромные белые и вызывающе пурпурные астильбы просто приятны глазу, но вообще – это про непостоянство.
В общем, хорошо сейчас в бывшей усадьбе графа Остермана. А в саду, сотворенном Александром Шупейко и Еленой Брынзовой, где в маленьком, слегка заболоченном садовом водоеме купается огромный гипсовый великан, есть качели. Замечательные деревянные качели на толстых канатах, как в детстве. Привязаны качели к деревьям. Можно покататься, они громко скрипят и приятно пахнут древесиной.