0
1336
Газета Антракт Интернет-версия

02.06.2006 00:00:00

Голова ногам покоя не дает

Тэги: ратманский, балет


ратманский, балет Алексей Ратманский: 'Я предпочитаю не делить публику на интеллектуалов и чурбанов'.
Фото Артема Чернова (НГ-фото)

Когда Алексея Ратманского пригласили возглавить балет Большого театра, он стал самым молодым худруком балета в России. Ради новой работы Алексей бросил танцевать, хотя незаурядное дарование Ратманского-танцовщика неоднократно отмечала не только критика, но и, например, Майя Плисецкая. У худрука есть еще одно дарование – способности Ратманского-хореографа оценили не только в Большом и Мариинском театрах, но и в Сан-Франциско и Нью-Йорке. Сегодня Алексей руководит балетом одного из крупнейших театров мира и на своей шкуре познал, что возглавлять труппу в 200 человек – не синекура.

Ратманский из тех немногих людей, чья жизнь одновременно и публична, и малоизвестна широким массам. По натуре он довольно замкнут и не любит говорить о себе. Молодой «голова» столичного балета поведал обозревателю «НГ», из каких камешков складывалась мозаика его личной биографии.

– Алексей, в преамбулах к вашим ранним балетам вы писали, что для вас главное – не перегрузить зрителя. Пусть публика отдыхает и развлекается. Это ваше кредо?

– Наверное, тогда это было для меня важно. Должен признаться, что у меня нет кредо и, надеюсь, никогда не будет. Потому что я меняюсь, как и все. Такие мои балеты, как «Лея» или «Анна Каренина», совсем не развлекательные, а трагические. Со зрителем можно делать все что угодно: грузить, эпатировать, нарочно раздражать. Другое дело, понравится это публике или нет. Зритель ведь может и помидором запустить.

– Но вы как-то обмолвились, что балет, с вашей точки зрения, искусство неинтеллектуальное.

– Да-да, про балерину и пробки – это от Майи Михайловны Плисецкой анекдот. Но и правда, классический балет дает больше чувственные переживания, не в эротическом смысле, хотя это тоже есть – соединение пластики и музыки, тренированные, прекрасные молодые тела. Вообще я предпочитаю не делить публику на интеллектуалов и чурбанов. Толстой балет не любил, а Пруст был завсегдатаем Дягилевских сезонов в Париже. Кроме классики, существует еще много современных концептуальных спектаклей, они придуманы интеллектуалами и дают пищу для ума. Я приветствую развитие современного танца. А главное, приветствуй, не приветствуй, он все равно развивается. Всю жизнь занимаясь классическим балетом, я понимаю, что сегодня он зашел в некоторый тупик – в том смысле, что на этом языке невозможно создать современный актуальный спектакль. Все, что сейчас делается в классическом танце, – либо стилизация под XIX век, либо перепевы Баланчина. То же происходит в других видах искусств. Классической манерой живописи пользуются только в постмодернистских целях. Это естественно: другое время – другой язык. Есть, правда, такoй хореограф, как Форсайт, который сделал еще полшага в нужном направлении, но и он в итоге отказался от классической техники танца. Сейчас модно соединять балет с видео, драмой, архитектурой, тут есть какие-то перспективы, но боюсь, пока не появится хореограф, который придумает новые системы использования классических движений, мы не сдвинемся с мертвой точки.

– В вашей жизни большую роль сыграли три города – Петербург-Ленинград, Киев и Москва.

– В Ленинграде я родился, в Москве учился балету, в Киеве жил в детстве, а потом долго там работал. Моя мама родом из Питера, по профессии врач-психиатр, папа – киевлянин, инженер по авиакосмическим системам. Я всегда любил танцевать под музыку, в семье была обязательная программа для гостей – посмотреть мои танцы. В Москве жила моя тетя, и решили меня отдать в столичное хореографическое училище. Спросили, хочу ли, я почему-то сказал «да». Все были уверены, что ничего не получится, но решили попробовать. А я поступил. Вот и все.

– В общежитии вы жили в одной комнате с Владимиром Малаховым (ныне – глава балета Берлинской оперы) и Геннадием Яниным (сейчас – заведующий труппой Большого театра). С удовольствием отучились положенный срок?

– Ага. С большим. Где-то лет в тринадцать-четырнадцать мы все по-настоящему увлеклись балетом и даже в свободное от учебы время танцевали в холлах интерната. Педагоги у нас были замечательные, всех не перечислишь. Для меня самые важные учителя – по классическому танцу: Александра Маркеева и Петр Пестов. Мы много ходили в Большой театр и страшно спорили, какая балерина лучше. Моей богиней была Плисецкая, Малахов предпочитал Семизорову, а Янин – Семеняку. Кстати, попасть в театр было большим искусством. Надо было приехать за полтора часа, чтобы встать первым в очередь к администратору. Если не удавалось вымолить пропуск, шли уговаривать билетерш или вахтеров на служебном входе. Воспитатели в интернате не могли поверить, что мы ходим в Большой, и требовали с нас программки как доказательство.

– Говорят, вы уже в то время ставили балеты.

– Ставил. Всегда знал совершенно точно, что буду балетмейстером. И вокруг меня все это знали и безропотно исполняли роли в балетах моего сочинения. Балеты были такие: «Диоклетиан» (из римской истории), «Диана и Актеон», «Ученик чародея». Виталий Забелин, четвертый из нашей компании, писал романы, стихи и символистские пьесы, которые мы разыгрывали. Янин был знаменит своим драматическим дарованием. Он мог за десять секунд заплакать – по часам. Малахов был музыкальным редактором – нажимал на кнопки магнитофона. Но, конечно, мы все знали, что он будет звездой балета, с такими уникальными данными.

– После окончания школы вас не оставили в каком-либо театре столицы. Почему?

– Главная версия – отсутствие московской прописки. Для меня это было крушение надежд в некотором смысле. Зато, вернувшись в Киев, я впервые с десяти лет пожил с родителями. В 1988 году в первый раз показал на настоящей сцене свою хореографию. Я тогда участвовал в украинском конкурсе артистов балета в Донецке и занял первое место. В Киевской опере, где я работал, мне нравилось, это была сильная труппа. Я станцевал почти все спектакли репертуара, стал ведущим солистом, но прошло шесть лет, и захотелось поменять обстановку. Я выиграл балетный конкурс имени Дягилева в Москве, и в 1992 году отправился вместе с будущей женой Татьяной танцевать в Королевский балет Виннипега. Там все оказалось безумно интересно и ново. Я уже ставил постоянно, участвовал в ежегодных воркшопах (творческих мастерских хореографов. – «НГ»). Через три года мы вернулись в Киев (по правде говоря, в Канаде мы замерзли, зимой – минус сорок), но уже было не так лучезарно. Ведь в одну реку не войдешь дважды. Я пытался ставить, но это вызвало явное неудовольствие руководства театра. Мы снова уехали, на этот раз в Данию.

– А в Дании жилось хорошо? Вас же там наградили орденом за заслуги перед страной.

– В Копенгагене жилось хорошо, да. Там и сын у нас родился, Василий. Он ходил в детский садик и по-датски говорил гораздо лучше нас с Татьяной. Кстати, мне очень нравится, как датчане воспитывают своих детей. Родители к детям относятся с большим уважением, как к взрослым, не тыкают их постоянно: не прыгай, не бегай, помолчи┘ Очень важное для датчан понятие – коллектив. Уже в детском саду это закладывается: уважай того, кто рядом с тобой, его мнение, его собственность. Мы многому там научились, не только в профессии, но и в жизненном плане. Вообще я ни за что не променяю свой кочевой опыт. Четыре раза приходилось начинать жизнь сначала, с совершенного нуля, и всякий раз это испытание, которое мобилизует все силы, способности и умения.

– В вашей жизни был период тесного сотрудничества с Ниной Ананиашвили.

– Я сделал для нее три спектакля – «Прелести маньеризма», «Сны о Японии» и «Лея». Очень благодарен Нине за этот шанс.

– Я знаю, что вам было предложение на постановку от Парижской оперы. А сейчас вас пригласили в одну из лучших трупп мира – «Нью-Йорк сити балле».

– Со стороны директрисы парижского балета Брижит Лефевр был интерес, но пока ничего не осуществилось. В Америке я ставлю балет под названием «Русские сезоны» (в смысле – времена года) на музыку Леонида Десятникова. Первый раз работаю с музыкой Десятникова, замечательная партитура. Премьера – 8 июня, приезжайте. В следующем сезоне буду ставить «Корсар» в Большом театре и «Анну Каренину» в Хельсинки.

– Вы уже отбыли две трети вашего срока в должности худрука балета. Каковы, на ваш взгляд, предварительные итоги?

– В таком деле два года – слишком короткий срок для итогов. Могу сказать, что были удачи, полуудачи и, наверное, неудачи. Но главное, что труппа сегодня находится в прекрасной форме. Это волна, которая поднимается наверх, и в этом большая заслуга прежних директоров – Гордеева, Фадеечева, Акимова. Мы выпустили 8 новых спектаклей. Моя задача (если очень коротко) – сформировать разнообразный репертуар, в котором могли бы реализовать себя артисты нынешнего поколения. При этом мы должны помнить, что Большой – один из главных классических музыкальных театров мира. Вот вам и кредо.

– Когда вас недавно спросили, хотели бы вы продлить контракт с ГАБТом, вы ответили «не знаю» и тяжко вздохнули.

– Я не вздыхал, с чего вы взяли? Наоборот, был очень рад услышать от директора театра Анатолия Иксанова, что новый контракт мне будет предложен. Когда придет время его подписывать, я постараюсь оценить свои возможности, ситуацию в театре и тогда решу, делать это или нет.

– Должность худрука в любом случае не вечна. Вы задумывались о будущем?

– Моя основная профессия теперь – хореограф и директор труппы. Нужная профессия, популярная.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
539
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2264
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1489
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1119

Другие новости