0
856
Газета Антракт Интернет-версия

19.05.2006 00:00:00

Кулик не кусающий и Айдан обыкновенная

Тэги: айдан, выставка


айдан, выставка Мужчина и женщины.
Фото Евгения Зуева (НГ-фото)

На самом деле Олега Кулика в тот вечер в Ермолаевском переулке не было. Но с него начинался текст Елены Селиной («XL» галерея), адресованный всем посетителям выставки Айдан Салаховой. Общий пафос текста – обличительный. Обличались арт-критики за любовь к штампам. «Эх вы! – говорилось там. – Как назвали однажды Кулика «кусающим» умные люди, так вы потом и переписываете из пресс-релизов, а у него-то давно темы творчества переменились и горизонты расширились». А вот набор штампов про Айдан Салахову – «красавица, светская девушка, успешная галеристка, дочь своего отца, рисует одалисок». И смотрят все на ее искусство снисходительно: мол, создается оно в промежутке между посещением салонов красоты и светских мероприятий. Глупо и стыдно.

Права Елена Селина, права. Далеко не только одалисок рисует Салахова и не столько одалисок, сколько «женскость», женственность, Восток, древний, мудрый, загадочный, а теперь еще и опасный. «Золотое сечение» рисует – это про гармонию мужского и женского начал и про их вечную и непреодолимую неслиянность.

На вернисаже можно было наблюдать, как работает в жизни закон парности явлений. А очень просто – феминистский дух мероприятия был поддержан статусом посетителей, точнее, посетительниц. И смотреть на моргающих из-под хиджабов одалисок пришли в основном женщины. И все, как на подбор, успешные, богатые, знаменитые, красивые, давно разобравшие мужские роли в современном социуме или непременно на то претендующие. Ну, например, Эвелина Хромченко, Алена Долецкая, Любовь Шакс, Сати Спивакова, Екатерина Деготь, Александрина Маркво, Татьяна Метакса. Мужчин было меньше. Заметно меньше. Или просто женщины были заметнее.

Никто ничего по существу не говорил, искусство как-то глубинно воздействовало на амбициозных, успешных и очень западных российских бизнес- и арт-леди. Покидали они выставку притихшие, пугливо озирались на мечи и мечети. Будто думали: «Да, скифы мы, да – азиаты!» Или что-то другое думали, но обязательно на эту тему, о сущности своей и о первопричинах. Ну не может быть иначе, не оставляет равнодушным, например, черный куб в черной-пречерной комнате, а в нем глаза восточной женщины. Большие-пребольшие. Грустные-прегрустные и живые. Моргают. Это такая видеоинсталляция. Вот стоишь, смотришь в эти глаза – они моргают, завораживают. Тут тебе и феминистский дискурс, и взаимопроникновение Востока и Запада, и искусство прошлых веков, и последние достижения актуальной Москвы.

В общем, если к воззванию Елены Селиной вернуться – а вы обязательно его увидите, если заглянете в Центр современного искусства, оно на стене прибито, большими буквами написано «Не стреляйте в белых лебедей» – это шедевр арт-критического искусства. Так вот – шедевр вполне достойный и выставки, которой явно удалось «почистить» тускнеющую биографию (цитирую Селину) одной из современных художниц, что бы там по этому поводу ни написали арт-критики.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1399
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3290
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2380
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1911

Другие новости