Мужчина и женщины.
Фото Евгения Зуева (НГ-фото)
На самом деле Олега Кулика в тот вечер в Ермолаевском переулке не было. Но с него начинался текст Елены Селиной («XL» галерея), адресованный всем посетителям выставки Айдан Салаховой. Общий пафос текста – обличительный. Обличались арт-критики за любовь к штампам. «Эх вы! – говорилось там. – Как назвали однажды Кулика «кусающим» умные люди, так вы потом и переписываете из пресс-релизов, а у него-то давно темы творчества переменились и горизонты расширились». А вот набор штампов про Айдан Салахову – «красавица, светская девушка, успешная галеристка, дочь своего отца, рисует одалисок». И смотрят все на ее искусство снисходительно: мол, создается оно в промежутке между посещением салонов красоты и светских мероприятий. Глупо и стыдно.
Права Елена Селина, права. Далеко не только одалисок рисует Салахова и не столько одалисок, сколько «женскость», женственность, Восток, древний, мудрый, загадочный, а теперь еще и опасный. «Золотое сечение» рисует – это про гармонию мужского и женского начал и про их вечную и непреодолимую неслиянность.
На вернисаже можно было наблюдать, как работает в жизни закон парности явлений. А очень просто – феминистский дух мероприятия был поддержан статусом посетителей, точнее, посетительниц. И смотреть на моргающих из-под хиджабов одалисок пришли в основном женщины. И все, как на подбор, успешные, богатые, знаменитые, красивые, давно разобравшие мужские роли в современном социуме или непременно на то претендующие. Ну, например, Эвелина Хромченко, Алена Долецкая, Любовь Шакс, Сати Спивакова, Екатерина Деготь, Александрина Маркво, Татьяна Метакса. Мужчин было меньше. Заметно меньше. Или просто женщины были заметнее.
Никто ничего по существу не говорил, искусство как-то глубинно воздействовало на амбициозных, успешных и очень западных российских бизнес- и арт-леди. Покидали они выставку притихшие, пугливо озирались на мечи и мечети. Будто думали: «Да, скифы мы, да – азиаты!» Или что-то другое думали, но обязательно на эту тему, о сущности своей и о первопричинах. Ну не может быть иначе, не оставляет равнодушным, например, черный куб в черной-пречерной комнате, а в нем глаза восточной женщины. Большие-пребольшие. Грустные-прегрустные и живые. Моргают. Это такая видеоинсталляция. Вот стоишь, смотришь в эти глаза – они моргают, завораживают. Тут тебе и феминистский дискурс, и взаимопроникновение Востока и Запада, и искусство прошлых веков, и последние достижения актуальной Москвы.
В общем, если к воззванию Елены Селиной вернуться – а вы обязательно его увидите, если заглянете в Центр современного искусства, оно на стене прибито, большими буквами написано «Не стреляйте в белых лебедей» – это шедевр арт-критического искусства. Так вот – шедевр вполне достойный и выставки, которой явно удалось «почистить» тускнеющую биографию (цитирую Селину) одной из современных художниц, что бы там по этому поводу ни написали арт-критики.