– Какую книгу вы прочли недавно?
– «Ангелову куклу» Эдуарда Степановича Кочергина. И был поначалу удивлен, затем потрясен. Кочергин – наш великий театральный сценограф, мировое имя. И вдруг он оказывается еще и блестящим писателем, мастером прозы┘
Книга Кочергина, отменно проиллюстрированная фотографиями, состоит из новелл, среди которых, мне кажется, имеются настоящие шедевры – в духе классической русской литературы. Генеральная тема – униженные и оскорбленные, падшие люди. Послевоенные годы, жизнь впроголодь, нищета, уличный алкоголь вперемежку с мордобоем┘ Герои – бомжи и проститутки тех лет, как тогда говорили, «люмпены», то есть люди, выкинутые на обочину, этакий человеческий андеграунд, шпана, отребье┘ Но какие человеческие характеры!.. Какие драматичные сюжеты и какая поэзия, лиризм и боль!.. Давно не получал удовольствия от языка и стиля, присущих лишь высокой литературе. Эдуард Кочергин – мастер, художник милостью Божьей.
– Какой фильм из увиденных за последнее время впечатлил больше других?
– Кино не смотрю. Не хватает времени на боевики и блокбастеры┘ Да и не тянет. Скучно. Хотя «Статского советника» и «9 роту» отсмотрел с интересом: в этих картинах класс режиссерско-постановочной работы перевешивает содержательный массив. «Как» интереснее, чем «что».
– Следите ли за театральными событиями?
– Ставил мюзикл «О, милый друг!» в Питере и по вечерам ходил в театры. Посмотрел штук двадцать опусов и порадовался многим работам коллег. Санкт-Петербург театральный живет очень разнообразной жизнью, превосходя Москву, погрязшую в дешевом репертуаре антреприз. Лучшее, что там успел увидеть, – это «Буря» Шекспира и «Дон Жуан» Мольера в Театре им. Комиссаржевской – отменная режиссура болгарина Александра Морфова. Живые актеры. Живая классика. И как следствие – живая публика!
– Смотрите ли телевизор? Что-нибудь нравится?
– Кто-то когда-то правильно назвал телевидение «жвачкой для глаз». Утыкаюсь в ящик лишь в двух случаях: когда на экране футбол, хоккей, баскетбол и вообще спорт, а также когда идут «Новости» и некоторые политические передачи, где все орут одновременно и это у нас называется «плюрализмом».
– Как и где предпочитаете отдыхать?
– Отдыхаю за работой. Мой каждодневный труд в театре «У Никитских ворот» не есть каторга, а суть мое личное счастье и благодать.
– Ваш любимый ресторан, куда бы вы пригласили друзей?
– Любимого ресторана нет. Разве что заведение с грузинской кухней по соседству с театром и «Антрекот» – напротив. Но в Питере (поскольку жил в нем последние два месяца) «любимый» образовался сам собой: было несколько «походов» с друзьями в паб «У Кука» и пивной зал «Тинькофф», работающий при собственном производстве. Роскошным местам предпочитаю всякие экзотичные «забегаловки», где немного народа и юные, веселые, умелые официантки.