Венсан Кассель – провокативный, энергичный, брутальный.
Фото Евгения Зуева (НГ-фото)
Провокативный, энергетичный, брутальный. Французскому гламуру предпочитает натуралистичную и жестокую эстетику «другого кино». Больше, чем прочее, его, пожалуй, занимает природа насилия. К Голливуду относится спокойно. Играет там изредка «плохих парней» из Восточной Европы, чтобы никто не спрашивал: «А чем, собственно, вы занимаетесь в жизни?» Он очень типичный француз. Самый французский, что ли. Хотя говорит: «Я не понимаю, о чем вы. Быть может, вы имеете в виду то, что я выразитель своего поколения. Это не совсем так». Верно. Не так. Касселю скоро сорок. Но сейчас он с молодежью. Только что снялся у 25-летнего вьетнамца Кима Шапирона в фильме «Шайтан», причем роль придумал себе сам – Дьявола ни больше ни меньше. Вообще ему всегда интересно было играть негодяев. Но в жизни он необыкновенно светел и позитивен.
В этом году Венсан Кассель будет вести Каннский фестиваль. До него в этой роли выступали только женщины. «Вы считаете это личным достижением?» – спросили его. «А почему нет? До меня там были только женщины-актрисы. Не самые страшненькие, надо признать. И вот теперь выйду я, такой красивый, в костюме нарядном, туфлях новых. Всякий мужчина-актер в душе актриса. Любит покрасоваться». (Ходят легенды о том, как Венсан Кассель плевать хотел на свой внешний вид. Его то и дело включают в какие-то модные у них там списки самых плохо одетых знаменитостей. «Вот у него сегодня черные кроссовки к черным брюкам – это уже большая удача», – делится шепотом переводчица.)
А он вдруг серьезно:
– Миллионы людей смотрят фестиваль. Я расскажу им о Франции.
– Что бы вы рассказали о современной Франции. Например, тем, кто там никогда не был, но читает Уэльбека и Бегбедера?
– Мне жаль вас, если вы судите о Франции, читая только этих авторов. У вас наверняка очень превратное мнение о современной Франции. Я хочу рассказать людям, что там нет войны. Современный Париж – это невероятное смешение разных национальностей, цветов кожи, религий. Мне нравится, что, выйдя из дома в магазин, я могу побывать и в Индии, и в Африке, и уверяю вас: там нет войны. Те, кто устраивает беспорядки, – это дети, которые хотят доказать, что они имеют право на существование. Дети, которым кажется, что их недостаточно любят, всегда что-то ломают и крушат. Кричат, потому что хотят быть услышанными. Беспорядки в Париже устроили дети Парижа. Я лично предвидел все это, еще когда снимался в «Ненависти».
– Вы политизированный человек?
– Абсолютно нет. Мне кажется, чтобы стать политиком, надо делать очень много уступок. Рано или поздно ты подгниваешь изнутри. Политики, на мой взгляд, все время жарятся на сковородке и при этом пытаются отделаться наименьшими ожогами. Когда голосуешь – всегда просто стараешься выбрать наименьшее зло. Вот и все. Мне кажется, моя основная гражданская обязанность – вырастить социально здоровых детей. Готовых жить в современном мире.
Кассель женат на Монике Беллуччи. Естественно, все спрашивают о ней. Кто поделикатнее, что-то вроде – как вам живется с женой-актрисой, возможна ли гармоничная семейная жизнь для двух творческих людей? И все такое. Кто смелее – не формулируют вопросов вовсе: «Венсан, вы семь лет живете с самой красивой женщиной Европы┘» – «А что, – перебивает он обычно, – мне нравится. Просыпаюсь, вижу рядом красавицу. Разве плохо?»
– Вы строгий отец?
– Ну что вы, нашей Деве всего полтора годика. Какие к ней, бедняжке, могут быть строгости?!
Вообще-то личную жизнь от посторонних глаз и ушей он охраняет так же трепетно, как и его красавица жена. Оба слишком хорошо знают цену счастью. Они встретились, будучи оба богатыми, знаменитыми, востребованными. А вот о творчестве Венсан Кассель готов говорить сколь угодно долго и подробно.
Фильм «Шайтан» – кинематографическое покушение на сонный, вялый и спокойный мир. Комедия это или ужастик – сказать сложно. И то и другое. Радует, что и юмор, и ужасы в картине не бездумны. Посыл для молодежи следующий: «Ребята! Откройте глаза, или не будет вам прощения, потому что ведаете, что творите». Все это ловко, без всякой, естественно, прямой назидательности спрятано в черный арт-хаусный юмор, то и дело прокатывающий по сексуальным проблемам подрастающего поколения, что, естественно, подкупает публику. Действие происходит в рождественский сочельник, на который плевать хотели герои разноцветной компании, покидающей дискотеку в надежде повеселиться в загородном доме веселой «штучки», которую только что «склеил» там же на дискотеке один из героев. Компания – своеобразный символ глобального мира, где давно перемешаны крови, расы, веры и где давно отменены все гуманистические ценности, ничего не осталось от табу, все – предрассудки, главный девиз «У нас каждый день праздник!». Дьяволом оказывается чудаковатый деревенский сторож в исполнении Касселя. Жертвой себе он наметил единственного в компании европейца, что символично. В общем, все серьезно.
– Есть ли для вас стереотипы в европейском кино, которые хотелось бы разрушить? – спросили Касселя.
– Вся моя карьера в кино – разрушение стереотипов и табу. Я просто буду продолжать.