0
1430
Газета Антракт Интернет-версия

28.04.2006 00:00:00

Юрий Башмет не играет Сальери

Тэги: башмет, музыка


башмет, музыка Юрию Башмету повезло: он всю жизнь занимается любимым делом.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

-Юрий, у вас есть дом, который находится в таком же знаменитом, как Рублевка, месте – в дачном поселке Николина Гора. С кем из его обитателей вы общаетесь?

– С Никитой Михалковым. Он мой сосед, его дача находится практически напротив моей. И там же, на Николиной Горе, живут мои старые друзья Шебалины. Виссарион Шебалин – композитор; был когда-то ректором Московской консерватории. С одним из его детей, Митей, который всю жизнь проработал в квартете имени Бородина, мы давно дружим. У Мити я много раз гостил перед тем, как купил себе дом на Николиной Горе. И вообще, я полюбил Николину Гору благодаря Дмитрию и своим поездкам к Шебалиным. А с Никитой Сергеевичем у нас есть традиция: на Новый год мы объединяемся, иногда это происходит даже без предварительного созвона. Бывает, что он со всей компанией ко мне приходит встречать Новый год, бывает, я захожу с подарками. Мы, кстати, познакомились с ним случайно, на Николиной Горе. И, по-моему, это было в гостях у Шебалина.

– Как вы относитесь к критике, которая многие годы ругает Михалкова?

– Он талантливый человек и поэтому обречен на то, что бездарные завистники будут на него нападать. Мне очень больно, когда я слышу о нем что-то отрицательное. Наверное, если бы мы не дружили, я не реагировал бы на критику Михалкова так остро. Помню, как однажды в какой-то телевизионной передаче с ним довольно жестко разговаривал ведущий, а я как раз оказался у телевизора. Вижу внизу экрана телефон редакции и приглашение позвонить туда во время эфира. Я целый час набирал, но было занято, так что мне не удалось позвонить и сказать: «Не обращай внимания на то, как паршивые собачки лают. И не ввязывайся в спор – пошли этого ведущего к черту!» Я даже готов был назвать свое имя, чтобы поддержать Никиту. Очень расстроился, что не удалось этого сделать. Дай Бог ему здоровья и сил перенести все неприятности, связанные с критикой. А вообще он верный человек, верный товарищ и настоящий патриот – не побоюсь этого слова. Никита действительно очень любит Россию.

– Скажите, бестактность прессы по отношению к творчеству некоторых знаменитых художников, артистов, музыкантов – это болезнь исключительно отечественной критики или же с подобными вещами можно встретиться и на Западе?

– Ну, я бы не сказал, что это типично российская черта. Такое существует и в западноевропейской, и в американской критике. Просто на Западе человек защищен от несправедливых высказываний прессы больше, чем у нас. Например, про меня написали следующее: «Оркестр был настолько не готов к выступлению, что все скрипачи водили смычками в разные стороны». Эти слова напечатаны. Они попадают в интернет. И оказываются в итоге доступными самой широкой международной аудитории. В случае с этой статьей ситуация совершенно глупая, выдающая полную неграмотность журналиста в области музыки. Есть специальный музыкальный прием, когда в группе первых скрипок играется разная музыка: то есть у одного тянется одна нота, а у другого – другая. Этот прием используется и в 60-й симфонии Гайдна, и частично в Шестой симфонии Петра Ильича Чайковского. А я играл ее. Этого журналиста на Западе можно спокойно судить за непрофессионализм, за то, что он наступает на мой бизнес. Если у меня через три месяца будет концерт в Лондоне, а в интернет попадает такая гадость, негативно влияющая на предстоящий концерт, я могу подать в суд и сказать: «Это не только клевета, но и антиреклама». И хорошо бы здесь, в России, иметь подобную защиту.

На Западе критика часто агрессивна и несправедлива. Чего я только не слышал там про Караяна, например. Но! Западная критика действует осторожнее, без откровенных выпадов в сторону безусловных авторитетов. А у нас можно любого художника валять в грязи, несмотря на то что у него есть замечательные работы. Возьмите, к примеру, фигуру Ростроповича. Как можно писать о нем плохо, если он столько гениального в свое время сделал? И Запад вел себя именно так по отношению к Менухину, к Стерну. Они ведь в конце своей жизни играли хуже, чем в молодости или в середине жизни. Но западная пресса знает, что такое уважение к тому, что человек уже сделал. У нас этой культуры нет.

– Не наступает ли пресыщение музыкой?

– Меня часто спрашивают: «Какое у вас хобби, что вы любите делать, кроме музыки?» Я отвечаю, что занимаюсь моим любимым делом. Музыка и есть мое хобби, за которое мне еще и деньги платят. Так что музыка мне не надоедает. Надо уметь вносить в каждое дело максимум разнообразия.

Недавно в Нью-Йорке мы играли концерт с Игорем Бутманом. Проект назывался «Классика, включая джаз». С одной стороны сидел биг-бэнд Игоря, с другой – я с оркестром. Он рисковал очень сильно, потому что Америка сильна джазом. И я рисковал, потому что не профессиональный джазист. Достаточно одного имени Чарли Паркера – это саксофонист всех времен! – чтобы понять, почему играть в Америке джаз – вещь рискованная. Но мне такие проекты интересны тем, что они предполагают неожиданную, нетрадиционную трактовку исполняемых произведений. Это с одной стороны. А с другой, если уж что-то делать, так по высшему классу и, по возможности, лучше других.

– Быть лучше других – это голос тщеславия?

– Не знаю, но я получаю колоссальное удовольствие, когда открываю партитуру заигранного шедевра, а таковыми можно назвать Реквием Моцарта, Шестую симфонию Чайковского, Пятую Бетховена и так далее┘ И в итоге нахожу много нового и интересного в нотах у этих авторов. Если отбросить все традиции, даже самые великие – музыка становится свежей и, как ни странно, еще более близкой духу композитора. Забывать традиции не надо, отцы знали, что делали, но и повторять их не стоит.

– Музыканты не играют произведения Сальери из-за легенды о том, будто он отравил Моцарта. Если отказаться от традиционного неприятия Сальери, вам нравится его музыка?

– Я однажды играл Сальери, но именно из-за этой легенды больше его не играю. Я также не играю музыку композитора Гумеля, который жил одновременно с Моцартом и в одном из писем неуважительно отозвался о его музыке. Я, конечно, этим не помогу Моцарту, да ему и не надо помогать, но мне неприятно играть Гумеля, хотя у него есть очень хорошая соната. Я ее играл, пока не встретил это письмо.

– Ваша дочь – пианистка. Она уже выступает на большой сцене?

– Да. И я горжусь ею! Но она не должна была учиться музыке.

– То есть?

– Дело в том, что мы с женой – она тоже музыкант, скрипачка – решили, что не надо мучить ребенка. Мы знаем, что такое занятия музыкой. И вот когда мы получили квартиру в Москве, надо было делать капитальный ремонт, а четырехлетняя Ксюша, конечно, мешала. И ее отправили на два месяца во Львов, к моей маме. Оттуда она вернулась абсолютно подготовленной к поступлению в музыкальную школу. (Смеется.) В общем, моей маме было мало меня. И раз уж так случилось, нам ничего не оставалось, как повести ее в музыкальную школу. В школе тоже был интересный эпизод. Ксюша очень успешно сдала экзамены и была принята. А потом до меня дошли слухи, что я зазнался, поэтому даже не предупредил дирекцию школы о том, что моя дочка туда поступает. А я всю ночь думал – звонить или нет? Как лучше: чтобы Ксюша по блату поступала или уж наверняка убедиться, что она на самом деле этого достойна? Я не позвонил. Но это было трудное решение.

Что мне в ней нравится – она умная девочка. Очень душевная. Добрая. И вот что важно: проучиться в музыкальной школе, потом в консерватории и аспирантуре, имея фамилию Башмет, так, чтобы тебя уважали сокурсники и педагоги, – для этого надо быть очень умным, талантливым и мужественным человеком.

– Она никогда не меняла фамилию?

– Нет. Даже когда вышла замуж.

Помню, как мы с ней первый раз выходили на сцену – я дирижировал, она играла. Все это было в Нижнем Новгороде. Ксюша очень волновалась. Полный зал, оркестр уже сидит, и надо выходить┘ Она стоит с платочком за кулисами, руки вспотели от нервного напряжения. И вдруг она поворачивается ко мне и говорит: «Папа, ты меня любишь?» Я отвечаю: «Конечно». Она продолжает: «Ну тогда объясни, зачем тебе это? Ты видишь, в каком я состоянии?» Я ее успокаиваю: «Ты абсолютно готова, и все будет хорошо. Увидишь, какой будет успех! Если вдруг что-то получится не так – разделим пополам. Если все пойдет как надо, то успех твой!» Она посмеялась – она очень смешливая. И мы пошли. И должен сказать, что я одной рукой дирижировал, а второй держал дулю, чтобы ничего не случилось. Хотя с самого первого момента, как только она заиграла, я сам получал удовольствие и очень гордился ею. У нее замечательный вкус, прекрасная техника, отличное чувство ритма – это уже очень много.

Недавно с Катей Сканави они играли Моцарта. В общем, все в порядке, главное, чтобы счастливой была!

– Я слышала, что вы снимаетесь в каком-то фильме?

– Да, у Сергея Соловьева. Но пока мне особенно нечего сказать. Кстати, это далеко не первое предложение от режиссеров. До этого я или отмалчивался, или отказывался. Однажды даже прошел кинопробы на главную роль соблазнителя-музыканта Позднышева в фильме Михаила Швейцера «Крейцерова соната». Но съемка совпала с моими гастролями в Японии, и поэтому ничего не получилось. Собирался сниматься в картине Никиты Михалкова «Очи черные». Опять не вышло. А вот Сережа Соловьев своим обаянием на меня так подействовал, что я┘ А собственно, что я? Я даже согласиться не успел. Сережа – умница. Он так все повернул, что я не заметил, как начались съемки. Отснято не так много, я лично успел сказать пока только шесть слов в кадре. Но вот чего не ожидал, так это того, что актерская профессия – настолько кровавый труд. Это нечто┘ Это лошадиный труд!

– А кого вы играете?

– Практически себя. Вот еще проблема: там много текста и его надо знать. А я с детства не мог ни одного стихотворения в школе запомнить, поэтому очень волнуюсь.

– Вы согласны с той частью аудитории и музыковедов, которые называют вас гением?

– Ежесекундно никто не может быть гением – проснулся гением, спать лег гением┘ Достаточно почитать дневники Петра Ильича Чайковского, или Моцарта, или Рихтера – это ведь безусловные гении? Но у них часто бывали далеко не гениальные проявления. Гениальность – это особое состояние, которое посещает простого земного человека в определенные минуты. Что касается меня – могу сказать, что я бываю гением редко. Но... (задумывается) уже пару раз им был, иначе говоря, я ощущал минуты необыкновенного озарения и просветления. Земля уходит из-под ног. И только дух существует. Но это довольно страшное состояние. Потому что, во-первых, ты боишься, что сейчас оно уйдет и больше никогда не вернется. Во-вторых, ты вроде бы все контролируешь и это тебе не стоит никаких усилий, а, наоборот, одно удовольствие, но на это удовольствие накладывается жутковатое чувство от мурашек по спине┘ И, в-третьих, страшновато, когда ты видишь себя как бы со стороны, из зала┘

– Многие актеры, режиссеры, политики признаются в своих интервью, что нет более насыщенного смыслами и эмоциями художественного языка, чем музыка.

– Для меня это почти так. Думаю, что только музыка способна вызывать такой душевный экстаз. Он очень близок к тем чувствам, которые испытывает истинно религиозный человек. Или интеллектуал. И тот, и другой знают цену и смысл веры. Музыка – это то, что подпирает религию. Она шире и глубже слова, потому что дает возможность безграничных ощущений. Причем человеку удается самому выйти за пределы каких-то традиционных рамок существования. А литература и даже живопись – более конкретные вещи. И в сравнении с музыкой – более ограниченные, так как более материальны.

Приведу пример. Последнее произведение, которое написал Шостакович, – это альтовая соната. Написал он ее в больнице. И посвятил моему учителю Федору Дружинину. Казалось бы, лебединая песня, последняя, с ней он и ушел. Я много играл эту сонату, прежде чем осознал, что ее финал написан мало того что в мажоре, а в до-мажоре, то есть без единой черной клавиши. Ничего более трагичного и одновременно просветленного в литературе или живописи двадцатого века я лично не встречал. Так вот, я не хочу категорически обижать другие виды искусства, но думаю, что музыка вбирает в себя такой комплекс интеллектуального и эмоционального осознания жизни, который словами нам всем никогда не выразить. Иначе говоря, музыку нельзя рассказать, а вот слова всегда можно положить на музыку.

И еще. Меня восхищает и удивляет, что два таких разных гения, как Пушкин и Моцарт, успели выразить своим творчеством уже наступившую смерть. И тот и другой успели сказать: «Все, я умер». Как такое может быть? Ведь фраза «Я умер» может быть сказана только после смерти┘

– Были ли у вас какие-то провальные концерты и как на них реагировала критика?

– Негативные статьи в мой адрес посыпались относительно недавно и только потому, что я не уехал. А уехал бы – меня бы все здесь уважали.

Что касается провалов – откровенных, думаю, не было. Но неудачные выступления, конечно, были. Неудачи – это часть жизни каждого человека.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1214
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3073
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2175
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1733

Другие новости