Красноречивый политик.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Есть такая традиция – проводить VIP-премьеры. Она вообще есть и без «Оскара». Ну, а когда «Оскар» на дворе, так тут уж сам Бог велел. В этом году, как известно, список номинантов американской киноакадемии вообще отличался проблемностью, так что блокбастерам всяческим только скромные технические номинации достались. Ну а уж Центральный дом литераторов для своей премьеры еще накануне церемонии выбрал, естественно, самый проблемный и политизированный из всех претендентов на главную американскую награду – фильм Джорджа Клуни «Доброй ночи и удачи». Черно-белая и совсем не зрелищная, но очень нагруженная серьезными смыслами лента о зарождении американского телевидения и о первых посягательствах на неприкосновенное завоевание американской демократии – свободу слова. Главный герой – смелый, выдержанный и жесткий журналист-профессионал, объявивший в эфире честный поединок нечестному сенатору, заподозренному в связях с коммунистами. «Доброй ночи и удачи!» – это его фирменная фраза, которой он завершает каждый свой ночной эфир, предложив полуночникам в очередной раз задуматься о чем-то важном. Эффектно тушит сигарету и ждет реакцию от разгневанных властей предержащих.
Возможно, в VIP-приглашениях, по VIP-адресам разосланных, все это так подробно не объяснялось. И потому публика, собравшаяся в тот вечер в ЦДЛ, являла собою весьма странный микс из рублевских девушек в шелках и стразах, сверкавших нездешним загаром на фоне бледнолицых кинематографистов, оторвавшихся от трудов, дабы знать, чем там в этом году живет и дышит «Оскар», какие иллюзии питает, а также праздных наблюдателей из неведомых сфер и людей, способных объяснить, зачем и кому все это сейчас, собственно, нужно. Итак, на премьере были замечены актриса, а с некоторых пор еще и режиссер Вера Глаголева, всегда режиссер Владимир Хотиненко, Евгений Киселев с женой Марией Шаховой, президент Фонда защиты гласности Алексей Симонов и многие другие.
А вот самой красноречивой оказалась политик Ирина Хакамада. На нее-то организаторы и возложили светлую миссию по связям с общественностью, рублевской и не только. Так вот, чтобы не только блестящим девушкам, но и всем другим, собравшимся в этот вечер в зале, смотреть недублированный черно-белый фильм, да еще и про Америку, было не скучно, Ирина Хакамада рассказала со сцены, что она думает о политическом триллере вообще и о триллере Клуни в частности. «Это не только значимый фильм сезона, это еще и очень честный фильм, сделанный красивым, успешным и богатым человеком Джорджем Клуни, – начала свою пламенную речь Хакамада. – Он мог бы этого и не делать. Но многие люди считают, что, кроме успеха, в жизни важны еще и гражданские поступки. Которые совершаются, чтобы потом не было стыдно за то, что ты в чем-то не участвуешь, а потом винишь других людей в том, что происходит в твоей стране. В России недавно центром «Левада» был проведен опрос, и выяснилось, что в системе приоритетов российских граждан свобода слова стоит далеко не на первом месте. На самом деле она не интересует даже тех, кто считает себя свободными. Мне часто говорили: перестань ты ссылаться на Америку – это такое же авторитарное государство, в котором Буш делает все, что хочет. Но разница между ними и нами в том, что Америка даже временные меры несвободы по отношению к свободе слова, которые стимулируются в целях борьбы с терроризмом или в связи с политическим консерватизмом, все равно переварит. Потому что традиция сопротивления контролю власти там стара, а вот Россия тоталитарного контроля власти не переварит никогда. Именно поэтому нам важны пусть даже не российские фильмы с такими героями, потому что в России на сегодняшний день таких героев пока нет».