Это тоже подарок.
Фото Михаила Циммеринга (НГ-фото)
К 8 марта тюльпаны дешевеют, люди добреют и иногда устраивается выходной прямо посреди недели. Накануне становится понятно, кому щи пустые, а кому – жемчуг мелкий. Статистические и прочие, более осмысленные исследования в области гендерного вопроса можно проводить прямо у прилавков магазинов. То есть, если подсчитать, какое количество мужчин штурмует в начале весны магазины бытовой техники, а какое – ювелирные лавки, можно, наверное, делать какие-то далеко идущие выводы о состоянии нашего общества. А когда так, то какая, собственно, разница – международный праздник или нет. Общеизвестно, что большая часть цивилизованного мира и понятия не имеет, что 8 марта мы отмечаем Международный женский день. Однако, официальные основания у нас на то есть.
1910 годом датируется туманная по происхождению ее побудительных причин инициатива Клары Цеткин, а 1975-м – официальное празднование Восьмого марта ООН.
Хотя оно понятно: как только было решено объявить 1975-й Годом женщины, тут же и вспомнили про Клару Цеткин. Это благодаря ей российские женщины в первое воскресенье февраля 1913 года впервые отметили 8 Марта. А с годами мы узнали, что утюг в подарок – это не бонус в магазине мелкой бытовой техники, а такое же выражение мужской любви и уважения, как колье, духи или роза.
Впрочем, локальность праздника преувеличивать тоже не стоит. В 1911 году 8 Марта праздновали миллионы женщин в Австрии, Германии, Дании, Швейцарии. Там в праздничных митингах участвовали и мужчины, поддерживая лучшие женские начинания в борьбе за прекращение господства мужчин в этом мире.
Клара Цеткин, в девичестве Эйснер, сначала стала женой русского революционера Осипа Цеткина, а позже начала отстаивать права женщин во всем мире, за что и снискала одобрение Карла Маркса и дружбу его дочери Лауры, с которой сблизилась в Париже, а также получила высокую оценку своей деятельности Фридрихом Энгельсом и, если верить Большой советской энциклопедии, «любовь и уважение Ленина за глубокое понимание марксизма».
Итак, Клара Цеткин предложила 8 марта считать днем рождения женского пролетариата, о чем и объявила на Международной конференции женщин-социалисток в Копенгагене в 1910 году. А вот почему день рождения пролетариата в календарях был назван Международным женским днем и ни у кого никаких нареканий это не вызвало – непонятно. То есть ясно, что праздник все равно рано или поздно начали бы отмечать все женщины вне зависимости от отношения к пролетарским идеалам. Ведь цветы и конфеты – вещи внесословные и аполитичные. Однако ряд историков полагают, что этот прекрасный весенний день на самом деле должен был прославить в светлом социалистическом будущем дела очень давно минувшего прошлого. И имеет еще и религиозную подоплеку. А именно – древний гражданский подвиг прекрасной Эсфири. Если верить ученым, перед Кларой Цеткин якобы стояла задача связать историю женского движения и еврейского народа. Эта версия заставляет вспомнить, как мудрая Эсфирь, о еврейском происхождении которой не догадывался ее свирепый муж Ксеркс, придумала, как спасти иудеев от истребления, взяв с Ксеркса честное мужское слово уничтожить всех врагов ее народа. И только позже бедолаге стало известно, какой именно народ имела в виду изобретательная красавица. Эти инициативы Эсфири как раз приходились на конец февраля – начало марта, Клара Цеткин для четкости выбрала восьмое. Этот же день выбрали и нью-йоркские текстильщицы, решив организовать митинг протеста против низких заработков и невыносимых условий на фабриках, а было это еще в 1857 году. То есть задолго до того, как Европу захватила волна женских движений за политическое и культурное равноправие женщин. Провозвестницами праздника можно было бы считать и экстравагантных британских суфражисток, боровшихся в 1913-м за свои политические права то голодовками, то терактами.
Впрочем, повторяю, какая разница, кого благодарить за неожиданно полученный 8 марта прекрасный букет – доведенных до крайности тяжелыми условиями труда нью-йоркских текстильщиц, деятельную Клару Цеткин, мудрую Эсфирь или саму Еву. Наверное, лучше все-таки мужчину, который его принес. Хотя особенно благодарить не стоит – цветы женщинам надо принимать как должное.