Банный зазывала в духе времени.
Фото Артема Чернова (НГ-фото)
Вот уже более века Сандуны остаются символом русской банной традиции. «Здесь мылся человек, который шел в ногу со временем» – надпись, кем-то выбитая на одной из лавок в Сандуновских банях, во многом отражает феноменальность этой самой известной общественной купальни России.
Построил дом – построй баню
История бани начинается в глубокой древности. В античные времена египтяне, греки, римляне придавали огромное значение чистоте тела и всегда пользовались баней.
Древнейшими банями считаются римские термы. Строительство терм было делом чести для римских императоров. Каждый из них стремился превзойти предшественников в размерах и роскоши «банных дворцов», которые поражали красотой своего убранства. В них не только мылись, но и вели беседы, рисовали, читали стихи, пели. Римляне не представляли себе жизни без бани и, даже здороваясь, вместо приветствия спрашивали: «Как потеете?»
Постепенно термы стали появляться в разных странах Европейского и Азиатского континентов, видоизменяясь в соответствии с народными традициями.
После падения Римской империи и утверждения христианства в Европе начались гонения на все, что было связано с Римом, в том числе на бани. Христианские проповедники призывали никогда не мыться в целях духовного очищения. Так, королева Испании Изабелла Кастильская (конец ХV века) призналась, что мылась два раза в жизни – после рождения и перед свадьбой. А французский король Людовик ХIV издал эдикт, согласно которому придворные должны были пользоваться духами, заглушающими запахи грязных тел. Результатом такого отношения к гигиене явились страшные эпидемии, которые унесли жизни миллионов людей в Европе.
В отличие от Европы в русской культуре баня, появившись однажды, прочно вошла в традицию.
Уже в V–VI вв. парная баня стала неотъемлемой частью жизни славян. «Построил дом – построй баню», – гласит народная мудрость. В бане мылись, отдыхали после тяжелого трудового дня, лечились от различных недугов. Она была олицетворением гостеприимства и домашнего очага.
Поход в русскую баню всегда был аттракционом для европейских путешественников: в голове какого-нибудь немца, англичанина или француза никак не укладывалось, как невыносимая жара парилки, энергичные удары веника, ледяная прорубь или сугроб могут дарить такой прилив сил и отличное настроение.
Русские парные бани быстро приобрели мировую популярность: они считались наиболее полезными для здоровья, а сама банная процедура многих приводила в восторг.
Устройство бань на протяжении многих веков не претерпевало никаких принципиальных изменений, осталось оно таковым и по сей день.
О пользе царских подарков
История Сандуновских бань началась еще в начале XIX века и связана с именами двух талантливых актеров: Силы Сандунова и Елизаветы Яковлевой (Урановой).
Фото Артема Чернова (НГ-фото)
Однако Уранова предпочла влиятельному вельможе актера-комика, и вскоре Сандунов и Уранова были помолвлены. Безбородко решил противостоять этому союзу и приказал выслать Сандунова из Петербурга в Херсон, а Уранову собирался похитить. Но планам Безбородко не суждено было сбыться. В день, назначенный для похищения, Екатерина приказала играть комическую оперу «Федул с детьми». Уранова, которая уже знала о высылке Сандунова, решилась на отчаянный шаг: прямо со сцены подала присутствующей в театре императрице жалобу. Сандунова сразу же вернули в Петербург и тайно обвенчали с Урановой в придворной церкви; вице-канцлеру же сделали строжайший выговор. Существует мнение, что такое поведение Урановой на сцене было придумано и срежиссировано самой Екатериной: ясные намеки на события вокруг Урановой содержатся в тексте пьесы «Федул с детьми», написанной императрицей.
После свадьбы преследования Сандуновых продолжались, и Екатерина поспособствовала переводу супружеской пары в театр Медокса (самый известный в те времена московский театр, который располагался на месте современного Большого театра). Чтобы улучшить материальное положение семьи, Сандунов решил открыть в Москве собственное дело. Скопив денег из своего актерского жалованья и продав роскошное бриллиантовое ожерелье, которое Екатерина подарила его жене на свадьбу, Сандунов недорого купил землю на берегу речки Неглинной. В дальнейшем он выкупил земли соседей и снес все строения, чтобы выстроить новые магазины и жилые кварталы. Однако, когда речку Неглинную в 1805 году заключили в подземную трубу, Сандунов решил использовать освободившуюся землю для постройки бани. К 1808 году Сандуновские бани были готовы. В новые бани «так и хлынула вся Москва».
Парадоксальным образом чистота тела никак не отразилась на чистоте любви. Чем больше слава Сандуновских бань росла, тем сложнее становились отношения Сандунова с женой. Урановой пришлось не по душе, что бани, в которые она внесла значительный материальный вклад, носят имя мужа. Союз Сандунова и Урановой в итоге распался, а бани в 1812 году перешли в собственность Урановой, хотя и сохранили свое первозданное имя.
Клуб или поликлиника
Фото из книги 'Москва великая'
В «дворянских» отделениях Сандуновских бань парились и Пушкин, и Толстой. Чехов, живший по соседству, очень любил ходить в Сандуны и боялся лишь одного: вдруг встретит там своего приятеля Сергиенко, который «возьмет его за пуговицу и целый час начнет что-то рассказывать».
Банный дворец
Дальнейшая история Сандуновских бань не менее драматична.
После Урановой бани многократно меняли своих хозяев. В результате к концу XIX века они сильно обветшали и не приносили никакого дохода. В 1870 годы Сандуновские бани перешли в собственность миллионера-дровяника Ивана Фирсанова, а в 1890 году, после смерти Фирсанова, достались по наследству его дочери, Вере Фирсановой – красивой и очень перспективной невесте. Множество московских женихов из «золотой молодежи» и «солидных богачей» крутилось вокруг Фирсановой. В итоге Фирсанова вышла замуж за бедного дворянина поручика Гонецкого, чьи друзья заверили Веру Ивановну, что Гонецкий – единственный наследник польского магната-миллионера.
После свадьбы Гонецкий с энтузиазмом занялся делами жены. Он смог убедить Веру Ивановну, что стоит вложить средства в Сандуновские бани: построить на месте развалин, которые «позорят фамилию Фирсановых», «дворец для бань», какого «Москва еще не видела и не увидит». Гонецкий отправился в Турцию и Ирландию, чтобы лично ознакомиться со всеми особенностями банного дела. Для постройки «банного дворца» был приглашен один из лучших венских архитекторов того времени – Борис Фрейденберг.
Новые Сандуновские бани были освящены 14 февраля 1896 года. Пол-Москвы пришло посмотреть на новые Сандуновские бани. И действительно, такого еще никто не видел.
Трехэтажный дворец. Фасады здания были выполнены в стиле эклектики с элементами барокко, рококо, ренессанса, готики, классицизма. Просторные светлые залы бани были выложены мрамором и гранитом. Роскошные интерьеры отличались оригинальностью отделки – Арабский дворик, Мавританский зал, Готический зал, ирландская и русская парные, античный бассейн. Бани обладали самым новым по тем временам техническим оборудованием. Cпециально для Сандуновских бань была построена электростанция, лишь третья в Москве. (Кстати, за счет этой электростанции освещалось венчание на царство Николая II в том же году.) Воду из реки подавали через американские водяные фильтры. Специальная система вентиляции обеспечивала двукратный обмен воздуха в помещении в течение часа.
Хотя в банях, как и во времена Сандуновых, были и дешевые отделения для простого народа, и дорогие отделения, где собирался московский цвет общества, Сандуны стали более элитарным заведением. В самое дорогое полтинничное отделение строго по вторникам приходил сам Федор Шаляпин, спасаясь от многочисленных поклонников. Но почитатели оперы и тут не оставляли любимого певца, и в эти дни в банях было очень тесно.
После открытия Сандуновских бань Фирсанова и Гонецкий расстались. Гонецкий сильно проигрался в карты и заложил бани в одном из ипотечных банков. Фирсанова обо всем узнала, выкупила бани, а мужа «послала в баню», в смысле выгнала прочь.
Доступно, но не всем
Бани, выстроенные Гонецким, пережили революцию, однако в советский период потеряли свой былой лоск: многие фасады и интерьеры бани были утрачены, а часть здания и вовсе была передана во владение другим организациям. Лишь московское правительство продолжало ходить в Сандуны, видимо, из-за близкого расположения бань к Кремлю.
В 1991 году Комитет по охране исторических памятников г. Москвы объявил Сандуновские бани памятником архитектуры, а в 1992 году начались ремонтные и реставрационные работы, которые продолжаются по сегодняшний день и в ходе которых в банях пытаются восстановить первоначальную архитектуру и модернизировать оборудование.
Сегодня Сандуновские бани – это все те же поражающее своей роскошью мужские, женские и номерные отделения. Однако в отличие от XIX века Сандуны стали менее демократичными.